Основная цель Учреждения - создание единого образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего развитие потенциала участников образовательного процесса и формирование многогранной личности обучающегося в соответствии с его склонностями и возможностями.
МБУ ДО ДДТ г.Байкальска осуществляет свою деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность: № 8106 серия 38Л01 № 0002498 от 10 июля 2015 г.
Дополнительные общеразвивающие программы разработаны учреждением на основе нормативно- правовых документов, регламентирующих работу учреждений дополнительного образования, Устава учреждения, с учетом передового практического опыта, современных достижений науки, а также нового теоретического и методического материала.
В учреждении существует сформированный банк программ дополнительного образования, включающий программы, сроком реализации от 1 года до 8 лет, по 6 направленностям:
- Художественная
- Техническая
- Естественнонаучная
- Социально- гуманитарная
- Туристко- краеведческая
- Физкультурно- спортивная.
Сводная карта дополнительных общеразвивающих программ
на 2023-2024 учебный год.
№№ | Направленность | Название ДОП | Краткое содержание. |
1 | Техническая направленность |
«Юный корабел» «Девятый вал» «Авиатор» |
Рассчитаны от 8 до 17 лет. Включают освоение современных технологий в судо и авиа моделировании. В процессе изготовления моделей обучающиеся приобретают разнообразны технологические навыки, обучаются владению инструментами, качественному выполнению моделей знакомятся с конструкциями судов и летательных аппаратов, изготавливают и запускают сложные кордовые и радиоуправляемые модели. Критериями оценки уровня знаний является участие в соревнованиях разного уровня. |
2 | Физкультурно-спортивная направленность |
«Игротека» Мастерская игр» «Умные игры» «История России в играх» «Партерная гимнастика» |
«Игротека», «Мастерская игр»,»Умные игры», «История России в играх» рассчитаны (от8 до 15лет)на усвоение основных правил и понятий настольных игр, умение находить простейшие идеи и приёмы и умение реализовать их на практике; формирование системного и конкретного мышления, формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению, трудолюбия. В процессе занятия настольными играми обучающиеся приобретают выдержку, развивают свои творческие способности и фантазию, учатся анализировать, планировать, повышают уровень языковой культуры, развивают логическое мышление и пространственное представление. «Партерная гимнастика» рассчитана на обучающихся 6 - 9 лет. Занятия по программе способствуют развитию природных, физических данных обучающихся, таких как: подъем стопы, ширина, высота и легкость шага, гибкость, координация движения, которые составляют так называемую профессиональную пригодность. Занятие по программе гимнастикой развивают чувство ритма, музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, способствует формированию правильной осанки |
3 |
Естественнонаучная направленность |
«Дизайн и природа» «Природа и фантазия» «Природа и творчество» «Калейдоскоп» «Волшебный луч» |
Рассчитаны от 6 до15лет, направлены на формирование активной гражданской позиции школьников, бережное отношение к природе родного края; на развитие природных задатков, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, на умение детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. |
4 |
Художественная направленность |
«Юный модельер» «Вокальный» «Семь нот ведут нас за собой» Ансамбль народного танца «Выкрутасы». «Совершенствование исполнительской культуры и техники народного танца». «Кнопочки» «Эстрадно-джазовый ансамбль» «Сольное пение» «Мир игрушки-хобби*ты» Мир игрушки –дошколятам» «Волшебники», Бусинки» «Юный художник» «Мягкая игрушка» «Плетение из бумажной лозы» «Шьем игрушки сами» Текстильная кукла «Ниточка-иголочка» «Художественное вязание» |
Охватывают детей разных возрастных категорий: от 5 до 18 лет, соединяют в себе познавательную деятельность с творческой, формируют у детей практические навыки по различным видам творчества и техникам, прививают любовь к искусству, развивают воображение, фантазию, художественный вкус. Предусматривают как развитие элементарных навыков, так и развитие умения создавать оригинальные произведения. По сравнению с программами школьного курса обеспечивают выбор направления деятельности в более широком объеме, помогают обучающимся показать свою индивидуальность. Различные виды художественного и декоративно-прикладного творчества: живопись, оригами, шитьё,вязание, мир конкурсов, развлечений и праздников, дадут возможность обучающимся попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовать успешность и в конечном итоге проявить себя. Интеллектуально – познавательное развитие позволит детям погрузиться в мир интеллектуальных игр и конкурсов, расширит знания об экологии природы. Программы содействуют эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; |
5 | Социально-гуманитарная направленность |
«Английский для детей» «От А до Z» «Студия английского языка АВС» «Мир вокруг нас» «Английский клуб» «Увлекательный английский» «Английский для дошкольников» |
Программы по английскому языку рассчитаны на обучающихся 9-16 лет, а также, для младших школьников 7-8 лет, направлены на создание благоприятных условий для социализации детей и подростков. Программы, включающие в себя курс занятий, дают детям общее представление о мире, как многоязычном и поликультурном сообществе. Призваны обеспечить усвоение базовых основ, способствовать формированию навыков решения элементарных коммуникативных задач на английском языке, а также, приобретению элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка. Основные положения программы«Английский для дошкольников»: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования школьной программы. |
6 | Туристко-краеведческая направленность. | «В поисках гармонии» | Особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал, хозяйственной деятельности, проблемам взаимодействия человека и природы. Изучение программ способствуют формированию у детей и подростков экологической культуры и экологического сознания. Воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережное отношение к памятникам истории и культуры, а также идетознакомление обучающихся с основами экскурсоведения, туризма, формирование представления об их связи с краеведением, знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи. |
Общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивают доступ к новым культурным ценностям, содействуют самореализации ребенка и создают «ситуацию успеха»; обеспечивают выход на другие сферы деятельности; положительно сказывается на результатах общего образования.
Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы в течение всего учебного года, включая каникулярное время, ежегодно обновляет дополнительные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной среды.
Содержание реализуемых дополнительных общеразвивающих программ было приведено в соответствие с основными положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении САНПИН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательнымпрограммам»;
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р
Сроки реализации
общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ в 2023-2024 учебном году
Программы со сроком реализации | Кол-во программ | Доля программ от общего кол-ва (%) |
До 1 года | 26 | 60 |
От 2 до 3 лет | 12 | 31 |
От 3 лет и более | 3 | 9 |
Итого: | 42 | 100 |
Сроки реализации дополнительных общеобразовательных программам – дополнительных общеразвивающих программам МБУ ДО ДДТ г.Байкальска на 2023-2024 учебный год: от 1 до 5 лет.
Для детей дошкольного возраста программы рассчитаны на 72 часа с продолжительностью занятия: от 25 до 30 минут; для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста программы рассчитаны на 144, 216 часов с продолжительностью одного занятия 45 минут, с режимом работы два, четыре, шесть часов в неделю.
Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Продолжительность учебного года в творческих объединениях- 36 учебных недель.
Программы обеспечены учебно-методическими материалами, педагогическими кадрами, материально-техническими средствами обучения.
Обучение осуществляется на русском языке. Форма обучения: очная и с использованием дистанционных образовательных технологий.
Наименование образовательной программы: «Дополнительная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г.Байкальска» на 2023-2024 учебный год.»
Образовательный процесс в учреждении за учебный год выстраивается в рамках Образовательной программы, осуществляется через реализацию дополнительных общеразвивающих программ по направленностям, обеспечивающим выполнение информационной, обучающей, воспитывающей, развивающей, социализирующей функций.
Приоритетные направлениядеятельности Программы – это:
- Реализация Целевой модели дополнительного образования, в рамках Программы развития учреждения проекта «Русские традиции».
- Создание оптимальных условий для развития способностей каждого обучающегося по направлениям деятельности, предлагаемым МБУ ДО ДДТ г.Байкальска
- выполнение муниципального задания Учреждения.
Учебный план учреждения разработан в соответствии с Уставом и направлениями деятельности, с учетом интересов участников социально – образовательного процесса и требований к нему.
Учебный план фиксирует преемственность, непрерывность процесса образования личности и обеспечивает ребенку свободу выбора своего образовательного пути, уровня освоения программного материала.
Учебный план включает в себя сведения об образовательной деятельности учреждения: направление деятельности и образовательные предметы; продолжительность реализуемых дополнительных образовательных программ. Количество учебных групп и количество обучающихся в группах Количество учебных часов и часовую нагрузку педагогов. Год обучения. Форму аттестации.
Календарный учебный график Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества города Байкальска» является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в учреждении, который строится в соответствии с нормативно- правовыми документами.
Он в полнм объеме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Изменения в годовой календарный учебный график вносится приказом директора МБУ ДО ДДТ г. Байкальска.
Учебно- методическое обеспечение дополнительных общеразвивающих программ представлено в каждой отдельно взятой программе:
- дидактический материал: раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и др;
- обеспечение программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, викторин и др;
- лекционный материал;
-методики по исследовательской работе;
- формы и виды организации учебного занятия; и другие методические материалы.
Информационно- методическое обеспечение образовательного процесса представлено учебной, справочно- информационными источниками, а также учебно- методической документацией. Благодаря информационной обеспеченности и доступа в интернет, педагоги используют на занятиях возможности информационного пространства.
Организация образовательного процесса:
- Общее количество обучающихся: - 800
- Количество учебных групп - 71
Обучение обучающихся учреждения осуществляется за счет местных бюджетных ассигнований.
Организационно-массовая деятельность:
Основной идеей воспитательного процесса учреждения является развитие и воспитание растущей личности, ее ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности.
Воспитательная деятельность нашего коллектива ориентирована на развитие таких личностных качеств обучающихся, как трудолюбие, ответственность, инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самореализации, самообразованию, саморазвитию.
Целью воспитательной работы Дома детского творчества является - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Педагогический коллектив МБУ ДО ДДТ г. Байкальска считает проблему совершенствования воспитательного процесса одной из ведущих, так как МБУ ДО ДДТ г.Байкальска –это коллективный субъект образовательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей в соответствии с целями, учебно-воспитательными планами, программами, дополняющими и углубляющими содержание всеобщего среднего образования.
В 2023 – 2024 учебном году Учреждение ставит задачу по реализации проекта по духовно – нравственному воспитанию «Русские традиции» внутри учреждения, реализуя Программу развития «РОСТ» для обучающихся всех объединений, педагогов и родителей.
Основные направления деятельности в рамках проекта по духовно – нравственному воспитанию «Русские традиции»
1. Духовно-нравственное воспитание
2. Гражданско – патриотическое воспитание.
3. Спортивно – оздоровительная деятельность.
4. Ранняя профориентация обучающихся.
5. Социальное партнёрство.
Для решения поставленных задач воспитания в Учреждении был составлен план реализации воспитательной работы с использованием проектной деятельности.