Использование различных форм наставничества в практике работы творческого объединения "Студия английского языка "АВС"Согласно Указу Президента России В.В. Путина в 2023 году в Российской Федерации прошёл Год педагога и наставника. Миссией Года было признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В настоящее время тема наставничества в образовании остается актуальной. Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, форма взаимоотношений между опытным педагогом и молодым специалистом, педагогом и обучающимся. В дополнительное образование приходят дети, с разными образовательными потребностями и возможностями, уровнем самооценки и учебной мотивации, степенью подготовленности и опытом взаимодействия. Соответственно, возникает необходимость индивидуализации образовательного процесса, усиление мотивации и обучения детей навыкам целеполагания и регуляции образовательного маршрута. Успешное прохождение обучающимся программы и участие в деятельности творческого объединения зависит от степени эмоциональной комфортности, психологической защищенности и доверительных отношений, сложившихся в объединении. Институт наставничества является хорошей опорой для решения названных задач. В МБУ ДО Дом детского творчества города Байкальска (ДДТ) была разработана и внедрена Программа наставничества в 2021 – 2023 годах. В настоящее время в ДДТ интерес к данной теме не снижается, педагоги продолжают использовать различные модели наставничества в работе в своих творческих объединениях, что способствует повышению профессионального мастерства педагогов и достижению высоких результатов у обучающихся. Для повышения творческого потенциала обучающихся во общеобразовательной и воспитательной деятельности я, как педагог творческого объединения Студия английского языка «АВС» использую такие модели наставничества как «обучающийся - обучающийся» и «педагог – обучающийся». Модель наставничества «обучающийся – обучающийся». Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать влияние на наставляемого, при этом лишенное строгой субординации. Целью такой модели наставничества является поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Задачи модели: -улучшение образовательных, творческих результатов; -развитие гибких навыков и метакомпетенций; -оказание помощи в адаптации к новым условиям среды; -создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации; -формирование устойчивого сообщества обучающихся. Результаты реализации модели: -повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри объединения (группы); -численный рост посещаемости творческого объединения; -повышение уровня толерантности по отношению к обучающимся, имеющим особые образовательные потребности, в том числе к обучающимся с ограниченными особенностями здоровья (ОВЗ); -количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; -снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с конфликтами внутри коллектива обучающихся; Портрет участников модели: наставник - активный обучающийся, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель конкурсных мероприятий различного уровня, лидер объединения (группы), принимающий активное участие мероприятиях и жизни образовательной организации; пассивный наставляемый – социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, имеющий отклонения здоровья, не принимающий участия в жизни образовательной организации, отстраненный от коллектива; активный наставляемый - обучающийся с высокой мотивацией, увлеченный определенным предметом (видом или направлением деятельности), нуждающийся в поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. Взаимодействие наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляется через совместную подготовку к конкурсным мероприятиям, разработку совместных проектных работ, участию в социально-значимых и культурных мероприятиях, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации). Модель наставничества «педагог – обучающийся». Данная модель предполагает взаимодействие педагога – наставника и обучающегося для получения необходимого стимула к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций в рамках построения индивидуального образовательного маршрута, в том числе для обучающихся с ОВЗ, одаренных обучающихся. Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого и формирование у него жизненных ориентиров. Задачи модели: -повышение мотивации к обучению и улучшение образовательных результатов; -создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; -развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; -создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; -разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями. Результаты реализации модели: -высокий уровень включенности наставляемого во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации; -повышение уровня образовательных результатов; -рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии; -количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; -рост вовлеченности обучающихся в жизнь образовательной организации; -снижение числа жалоб от родителей, связанных с социальной незащищенностью, дезадаптацией обучающегося. Портрет участников модели: наставник - опытный педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития. В качестве наставника могут выступать педагог образовательной организации, методист, психолог. наставляемый пассивный - социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни образовательной организации, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, имеющий проблемы при адаптации в новом коллективе; одаренный обучающийся (активный) - демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер группы, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность и т. д.), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации; ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в обществе. Взаимодействие наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляется через индивидуальное консультирование, реализацию индивидуальной образовательной программы, подготовку к конкурсным и социально-значимым мероприятиям, диспетчерскую деятельность по необходимости (направление к узким специалистам и экспертам в области образования по развитию личностных и профессиональных компетенций более высокого уровня). Мои задачи, как педагога-наставника, заключаются в следующем: - раскрытие личностного, творческого, потенциала и способностей обучающегося; - поддержка и повышение мотивации обучающегося к достижению положительных результатов в обучении; - создание возможности индивидуального роста; - создание условий для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений реализовать полученные знания на практике; Среди оцениваемых результатов: - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и всего творческого объединения; - развитие потенциала обучающегося - участие в олимпиадах и конкурсах; Чтобы помочь пассивным обучающимся, я использую различные формы работы (индивидуальные, групповые): 1. Мотивирование. 2.Дополнительное инструктирование в ходе образовательной деятельности. 3. Стимулирование образовательной деятельности: поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному участию в мероприятиях. 4. Организация различных формы взаимопомощи в объединении. 5. Конкурсы на различных уровнях. 6. Участие в играх, проектах и т.д. Интересным считаю опыт совместного участия с коллегой из ДДТ в региональном конкурсе «Лучшие практики наставничества», в рамках которого мы представили опыт взаимодействия двух педагогов по работе с детьми с ОВЗ. В ходе подготовки к конкурсу были выявлены и проанализированы проблемные моменты в работе с одним и тем же обучающимся с ОВЗ, занимающимся в двух творческих объединениях, намечены совместные мероприятия с ребенком и родителями, разработаны анкеты и оценочные листы, подобраны идентичные упражнения, применимые в обоих творческих объединениях. Обобщенный опыт мы представили в форме созданного нами мультипликационного фильма. Совместный опыт на уровне региона получил высокую оценку: в заочном этапе мы были признаны победителями, а в очном этапе стали четвертыми. В ходе конкурса мы познакомились с интересными практиками наставничества, которые заслуживают внимания и повторения в практике нашего учреждения. Кроме того, обучающиеся творческого объединения Студия английского языка «АВС» дважды участвовали в муниципальном образовательном мероприятии «Дети учат детей», во время которого выступили как наставники в группах младших школьников. Были проведены занятия с использованием формы наставничества «Ученик – ученик» по теме: «Игровые технологии при работе с лексикой на занятиях английского языка в дополнительном образовании». Цель занятий: предоставить обучающимся МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» возможность продемонстрировать и развить свои творческие, организаторские способности и знания, полученные при освоении дополнительной общеразвивающей программы в творческом объединении «Студия английского языка «АВС»». Процесс подготовки к занятиям проводился в несколько этапов: - Выявление потенциальных «Учеников-наставников» – способных, активных, заинтересованных. - Составление плана занятия, распределение материала, подготовка наглядных пособий. - Регулярные встречи с «Учениками-наставниками» для отработки материала и репетиций занятия. В работе использовались следующие методы и приёмы: - Словесные: беседа, объяснение, рассказ. - Наглядные: использование картинок для иллюстрации лексики, карточки для игры, опоры для устных высказываний, презентация. - Практический: упражнения для отработки произношения и наращивания темпа речи, чтение вслух, дидактическая игра, обучение работе с презентацией. Результат: Занятия прошли успешно, цель занятий была достигнута благодаря применению игровых технологий и творческому подходу к организации занятия, дети продемонстрировали свои организаторские способности и знания, полученные при освоении дополнительной общеразвивающей программы. Дети и присутствующие коллеги получили положительный опыт и знания. Вывод: Использование такой формы наставничества как «ученик - ученик» даёт положительный результат на занятиях английского языка в дополнительном образовании, т.к. дети- наставники сами осваивают материал лучше и демонстрируют уверенность и способность передавать знания другим ребятам. Посмотреть видеозапись и ознакомиться с планом – конспектом одного из занятий можно, перейдя по ссылкам: https://disk.yandex.ru/i/FR_cINgJ0uqp5Q Занятие наставничество «ученик – ученик» https://disk.yandex.ru/i/cU3bZFJ1k8AGjQПлан-конспект занятия наставничество «ученик-ученик» Хочу отметить, что общаясь с детьми вне занятий: на экскурсиях, в поездках на конкурсы, во время общих воспитательных и развлекательных мероприятий, проводимых в ДДТ, педагог – наставник тоже раскрывается с «другой стороны»: выступает как заботливая «мама», человек с хорошим чувством юмора и широким кругозором, поэтому обучающиеся тянутся к нему, стараются прислушиваться к его советам, а иногда, и копировать его действия и поступки. Поэтому, педагогу – наставнику в таких ситуациях необходимо быть на высоте. Обобщая свою работу в качестве педагога – наставника хочу сказать, что сегодня перед современными образовательными учреждениями стоят задачи не только дать детям элементарные знания, но и научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. И в этом большая роль педагога – наставника. «У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным» - писал Василий Александрович Сухомлинский. Педагог – наставник ищет ключики для отклика в детских душах и от этого получает необыкновенное удовольствие, когда ребёнок или родитель видит положительный результат совместной работы. |