Сценарий конкурса "Умники и умницы", посвященного году Семьи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. БАЙКАЛЬСКА

Сценарий
Муниципального конкурса «Умники и умницы»

для учащихся 4 классов общеобразовательных организаций,
посвящённого закрытию Года семьи
и приобщению к семейным русским традициям.

Автор – составитель:
О.А. Шарапова педагог – организатор М
МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска

2024 год
г. Байкальск

Аннотация.

Данный сценарий содержит материалы для проведения Муниципального конкурса «Умники и умницы» для учащихся 4 классов общеобразовательных организаций.

Сценарий игры «Умники и умницы», посвящён закрытию Года семьи и приобщению к семейным русским традициям. Особенностью организации и проведения конкурса в 2024 году стало участие родителей в конкурсных испытаниях.
Сценарий содержит вариации форм и тем интеллектуальных заданий

Формы: театрализация, квиз-игра, викторина
Темы: литература, народные праздники России, традиции семьи

Данный сценарий может быть использован педагогами для работы с учащимися начальных классов и с привлечением родителей.

Пояснительная записка.

Участники:в конкурсе принимают участие по 3 ученика 4-х классов ОО района.

Группа поддержки – 2 ученика 1 учитель, 1 родитель.

Обязательным участием в 1 и 4 конкурсах является участие: 1 родитель и члены команды.
Группа поддержки по желанию.

Время и место проведения: 13 декабря 2024 года. МБУ ДО ДДТ г. Байкальск

Цель: способствовать сохранению семейных традиций через русские народные праздники и обычаи русского народа.

Задачи конкурса:
1. Распространить положительный опыт взаимодействия о ОО в области нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

2. Создавать условия для сплочения семьи и сохранению семейных традиций.

3. Создавать условия для развития эмоционального и осознанного позитивного отношения к родному языку, русским народным праздникам, обычаям и культурным, историческим ценностям, русского народа.

4. Сформировать уважительное отношение к народному историческому прошлому.

5. Способствовать развитию творческих способностей у учащихся.

Оборудование:


- проектор, экран, ноутбук, микрофон, колонки;
- презентация квиз-игры, бланки для команд, бланки с ответами для жюри, секундомер;
- конверты для конкурсных заданий, конкурсные задания, ручки;
- бланки ведомостей конкурса для жюри;
- столы, стулья.

Подготовительная работа:


- подбор конкурсных материалов, подготовка положения конкурса и дальнейшее его распространение среди ОО, написание сценария, подготовка необходимого оборудования.

Ход сценария
Организационная часть:

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые, мы рады видеть вас очень позитивных, интеллектуальных и активных в нашем Доме детского творчества.

Проводится жеребьёвка. Озвучить порядок выступления команд.

Указом Президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен Годом семьи, для того, чтобы защитить семью и сохранить традиционные семейные ценности.

Приветствуем вас на муниципальном конкурсе «Умники и умницы», посвящённого семейным ценностям, традициям и семье!

Выступление агитбригады
1-й ученик
: Раз! Два!

Все: Три! Четыре!

1-й ученик: Эй, ребята, шаг по шире! Заведём-ка, мы сейчас о семейных ценностях рассказ!

2 ученик: Но, вначале… Всем, Всем!

Все: Добрый день!

3 ученик: Здравствуйте! Вас приветствует агитбригада

Все: Дружная семейка!

4 ученик: Тема нашего выступления:

Все: Семья сильна, когда над ней крыша одна!

5 ученик: Мы живем и трудимся под девизом: «Дела пойдут складно,

Все: Когда все в семье живут ладно! (все рассаживаются за стол или на скамью. Одна из девочек накидывает на плечи шаль – это бабушка, остальные - 4 внучки)

1 Внучка: Бабушка, бабушка, расскажи, что такое семья?

Бабушка: Семья – это любовь, это родительский дом. Эту букву вы хорошо знаете. (показывает букву «Д»)

2 Внучка: Это просто буква - «дэ».

3 Внучка: А в старославянском – «добро».

4 Внучка: А внешне - она похожа на дом.

Бабушка: Правильно, русские крестьяне так и называли эту букву – «дом». А кто живет в доме на букву «Д»?

ВСЕ: Дети!

Бабушка: В семье, тогда дружба и лад, когда детей в ласке растят. (бабушка показывает букву «О»)

1 внучка: Буква «О» похожа на круг, хоровод.

2 внучка: За руки берутся люди дружные, любящие друг друга.

3 внучка: Это мы, наши мама и папа, сестры и братья, наша семья.

4 Внучка: А я думаю, что буква «О» в слове ДОМ – это ОТЕЦ!

Бабушка: Да, внученька, отец – глава семьи. От почтенного и уважаемого отца и дети достойные вырастут! (бабушка показывает букву «М»)

1 внучка: Буква «М» похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать.

2 внучка: А я думаю, что буква «М» в слове ДОМ – это МАМА!

3 внучка: Мама – это доброе солнышко семьи, свет и тепло.

4 внучка: Нет родимее дружка, чем родная матушка! При солнышке тепло, при матери добро!

Бабушка: Именно отец и мать встанут на защиту своих детей, дадут правильный совет, укажут верный путь в жизни. Где дружба, да совет –

Все: там и солнца яркий свет!

Бабушка: Так, что такое семья?

Встают по очереди, бабушка снимает платок

1 Внучка: Семья - семь - Я.(показать на себя)

2 внучка: Семья объединяет «Я» в «МЫ».

3 внучка: «МОЕ» в «НАШЕ»

4 внучка: Все мы живем, движемся, меняемся во времени и в пространстве.

Бабушка: Через свою родню каждый из нас выходит на широкие связи с великой семьей, именуемой НАРОДОМ. (Взяться за руки и поднять.)

Все: НАШ РОД –

1 ученик: Вот как расшифровывается это огромное, надежное, мужественное слово.

2 ученик: Теперь в слове «ДОМ» каждая буква на своем месте.

3 ученик: А когда вся семья вместе, то и душа на месте.

4 ученик: Дом печью топится,

Все: а любовью согревается!

5 ученик: В семье пусть будет мир у вас и лад.

Все: Ведь крепкая семья - бесценный клад!

(Дети уходят)

Ведущий.Сегодня наши конкурсные задания не совсем обычны, потому – что в них, принимают участие ваши родители!

Ведущая.
Порядок выступления команд: 1, 2,3,4,5.6
Представление Жюри

Ведущая. Прежде чем начать, перечислю конкурсы, в которых вы будете принимать участие:
1. Конкурс «А вас как звать, величать?»
2. Конкурс
«Кладезь волшебных слов»
3. Конкурс
«Праздники земли русской»
4. «Семейная традиция»

Все конкурсы, которые я озвучила, будут проходить по порядку и в той же последовательности с участием конкурсантов согласно жеребьёвке.

Основная часть:

Итак, мы начинаем! Наш первый конкурс «А вас как звать, величать?».
Конкурс представления команд в русском стиле с участием родителей.
(до 6 участников) 3 мин.

Конкурсанты, в течение 3 минут с помощью группы поддержки презентуют себя, каждого члена команды, школу, класс в русских народных образах.
Форма представления - театрализация
Обязательным участием в конкурсе является участие 1 родителя и членов команды. Участники – 3 команда, группа поддержки – 2 учащихся,1 родитель.

Критерии оценивания конкурса «А вас как звать, величать?»
-
Соблюдение регламента - 2 баллов.
- Соответствие теме - до 2 баллов.
- Артистичность - до 2 баллов
- Оригинальность - до 2 баллов
Максимальное количество баллов 8

Начинаем второй конкурс
«Кладезь волшебных слов» Омонимы.
Одновременно командам произвольно, выдаётся по 4 задания в конвертах, согласно перечню заданий Приложения 1.
За 3 минуты командам необходимо вписать правильные ответы.
Для каждой команды задания индивидуальны.
Перед началом конкурса, команды подписывают № школы.
По сигналу ведущего - открывают конверт и вписывают ответы.
По истечению времени команды возвращают выполненные задания жюри.
Ведущий зачитывает правильные ответы.
Максимальное – 4 балла.

Начинаем третий конкурс
«Праздники земли русской» Квиз - конкурс по зимним и весенним народным праздникам и промыслам России. По изображениям, атрибутам праздника или промысла назвать праздник или промысел.
Правила квиза.
Квиз – конкурс состоит из двух туров и проецируется на экран:
1 тур. Русские народные праздники зимы и весны. (Рождество, Новый год, Крещение, Масленница, Пасха)
2 тур. Промыслы России. (гжель, хохлома, жостово, русская матрёшка, палех, вологодское кружево)
В каждом туре по 5 вопросов.
Детям выдаются бланки с вопросами.
На каждый вопрос отводится 30 секунд.
После прохождения 1-го тура, заполненные бланки с ответами команды возвращают жюри.
Идёт демонстрация правильных ответов
Ведущий раздаёт бланки 2 – тура
На каждый вопрос отводится 30 секунд.
После прохождения 2-го тура, заполненные бланки с ответами команды возвращают жюри.
Идёт демонстрация правильных ответов
Максимальное – 10 баллов.

Начинаем четвёртый конкурс «Семейная традиция» Домашнее задание.
Инсценировка: игра, праздник, сказка ( до 6 участников) 5 мин.
В течение 3 минут командам необходимо представить инсценировку о семейной традиции.
Форма представления - театрализация
Обязательным участием в конкурсе является участие 1 родителя и членов команды. Участники – 3 команда, группа поддержки – 2 учащихся,1 родитель.

Примерные темы конкурса, можно представить свою традицию и заранее сообщить:
- Совместное декоративно – прикладное творчество.
- Активный отдых: рыбалка или турпоход.
- Совместная лепка пельменей.
- Совместная выпечка.
- Семейный совет.
- Семейный фотоальбом.
- Семейная видеотека.
- Семейное коллекционирование
Максимальное – 8 баллов.

Заключительная часть:

Жюри озвучивает итоги конкурса, вручает грамоты и подарки участникам
Ведущий. До встречи дорогие ребята и учителя!

Приложение 1. Конкурс «Кладезь волшебных слов Омонимы»

Приложение 2. Квиз

Приложение 3. Ведомости по конкурсам

 

 

 

 

 

 

Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru