Методические рекомендации "Обобщение эффективного педагогического опыта"

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

 

Методические рекомендации

«Обобщение эффективного

педагогического опыта в образовательных организациях

дополнительного образования детей»

              

                                                                                            Cоставитель:

                                                                                                                                                             Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.

г. Байкальск

2023 г

 

 

Введение                                                           

                                                                            Как никто не может дать другому того,

                                                                 чего не имеет сам, так не может

                                                                             развивать, воспитывать и образовывать

                                                               других тот, кто не является сам

                                                                            развитым, воспитанным и образованным.

А. Дистервег

Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности образовательных организаций, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность профессиональной компетентности педагога.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяем основные пути развития его профессиональной компетентности:

 работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (внутри образовательной организации, муниципального и краевого уровней);

 инновационная деятельность педагога;

 участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.;

 обобщение и распространение собственного педагогического опыта;

 аттестация педагогов, повышение квалификации;

 развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до истинного творца – автора собственной методической системы.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего собственного опыта, если он эффективен и приносит высокие результаты.

Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовленностью работников образования к этой деятельности.

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрезвычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем эффективного педагогического опыта как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы педагога приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.

Основными признаками эффективного педагогического опыта являются:

- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;

- наличие элементов новизны;

- устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах;

-эффективность педагогического опыта определяется по конечным результатам деятельности педагога.

К.Д.Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям, к условиям образовательной организации. Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.

Этапы работы методической службы образовательной организации по проблеме педагогического опыта:

Выявление – Изучение – Обобщение – Распространение

От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание.

Этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий:

 выявление адреса эффективного педагогического опыта;

 выявление сущности этого опыта.

Источниками информации об авторах эффективного педагогического опыта могут быть:

 результаты мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательных программ;

 результаты анализа занятий педагога в ОО;

 информация руководителей ОО о педагогах, работающих в инновационном режиме;

 заявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приёмах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты деятельности обучающихся;

 анализ результатов краевых конкурсных мероприятий;

 конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических идей; конференции; семинары; результаты методической недели по определенному направлению; другие формы педагогического общения, в результате которых педагог показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность;

 мнение коллег, посетивших уроки педагога;

 опросы детей и родителей;

 рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ХК ИРО или других обучающих организациях системы повышения квалификации;

 другие источники информации.

Изучению и обобщению могут подлежать:

 целостная система педагогической деятельности (от 1 года до 5 лет)

(эффективно при подготовке к аттестации на первую и высшую квалификационные категории);

 система работы педагога по какой-либо одной проблеме (в течение одного учебного года);

 использование одного эффективного приёма (время изучения определяет сам педагог);

 опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, метод проектов);

 любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе, приносящие положительный результат: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и др.

Основанием для внесения в план работы образовательной организации изучения и обобщения педагогического опыта будет являться его востребованность (потребность педагогов в данном опыте) и результативность.

В организации работы по изучению и обобщению опыта выделяют три последовательных этапа.

1. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагогов дает возможность представить картину педагогического опыта, его уровень и специфику в данном педагогическом коллективе. Это позволяет сделать работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В перспективный план развития ОО ДОД следует включить график изучения и обобщения опыта, определить педагогов, чей опыт будет обобщаться в течение года.

При анализе практики педагогов ставится главная цель — выявлять связь между деятельностью педагога и результатами его труда.

2. Эффективный педагогический опыт открывается, прежде всего, при посещении и анализе занятий педагога. Задача методиста — помочь педагогу понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь вскрыть причинно-следственные связи, которые ведут к высоким результатам деятельности; вместе с педагогом найти закономерности удачного занятия.

Обобщение эффективного педагогического опыта предполагает включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта.

Однако для педагога это слишком сложная задача, так как анализ и обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать педагога в процесс изучения своего педагогического опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе.

Например, при посещении занятий педагога методист заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает педагогу рассказать об этом на заседании методического объединения, на инструктивно-методическом совещании. Как правило, это не вызывает затруднений у педагога. Далее можно предложить ему рассказать о системе его работы на семинаре внутри образовательного учреждения (структурного подразделения), затем - на заседании научно-методического или педагогического совета, к которому уже надо подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, педагог, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с обучающимися: за счет чего получен высокий результат?

Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать их методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта. В первую очередь необходимо сформировать у педагога умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:

- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;

- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;

- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;

- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.

Руководитель и методист, вовлекая педагога в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, оказывают ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство педагога рождается в контакте с методистом любого уровня: внутри организации, муниципального, краевого. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем.

3. Формирование эффективного педагогического опыта связано с творческими исканиями педагога, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса.

Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает педагог. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками учащихся, разрешается поиском форм, методов, средств, целостной системы работы по развитию культуры учебного труда обучающихся. Или противоречие между положениями программы, предлагаемыми всем детям, и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентированной технологии развивающего обучения.

Выявить противоречие, движущее развитие педагогического процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей, методистов и коллег, обобщающих опыт.

Наиболее распространенными являются два вида обобщения педагогического опыта:

 рассказ,

 описание.

Структура рассказа об опыте работы учителя

Целесообразна следующая структура рассказа:

 освещение достигнутых результатов (в начале рассказа указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по иск новых методов, приемов, подходов в педагогической деятельности);

 замысел педагога и пути его реализации;

 условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов;

 организационно-методическая система работы педагога (средства, методы, приемы, организационные формы);

 что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;

 какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт;

 сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта);

 границы использования опыта и рекомендации по его использованию (адресная направленность опыта).

Наибольшее затруднение у методистов вызывает описание педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению.

Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. При этом раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию данного опыта работы.

При описании опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:

1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.

2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.

3. Анализ результативности освоения учащимися дополнительной программы, уровня роста их личностных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.

4. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной образовательной организации (структурного подразделения). Что можно рекомендовать использовать другим педагогам дополнительного образования.

5. Используемая литература.

6. Приложения: конспекты занятий, воспитательных мероприятий, образцы дидактических и методических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.

Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения опыта и характера его автора. Это могут быть:

 мастер-классы;

 педагогические советы;

 конкурсы профессионального мастерства;

 фестивали педагогического опыта;

 выставки «Педагогическое творчество. Педагогический опыт.

Педагогическое новаторство»;

 школа педагогического мастерства;

 творческий семинар;

 курсы повышения квалификации;

 коллективная подготовка и издание информационно-методических сборников, альманахов, методических пособий и др.;

Распространение эффективного передового опыта может осуществляться

 внутри образовательного учреждения;

 на муниципальном уровне;

 на краевом;

 региональном;

 всероссийском.

Таким образом, выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы педагогической деятельности, применять их на практике и делиться опытом с коллегами на разных уровнях, сделать его достоянием многих.

А методист сегодня – это не администратор, не представитель власти в организации, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение и видеть необходимость и результативность своего труда.

Исходя из вышесказанного, задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом:

- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;

- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию.

Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru