Методические рекомендации "Обобщение эффективного педагогического опыта"Министерство Просвещения Российской Федерации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска»
Методические рекомендации «Обобщение эффективного педагогического опыта в образовательных организациях дополнительного образования детей»
Cоставитель: Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В. г. Байкальск 2023 г
Введение Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. А. Дистервег Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности образовательных организаций, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность профессиональной компетентности педагога. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяем основные пути развития его профессиональной компетентности: работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (внутри образовательной организации, муниципального и краевого уровней); инновационная деятельность педагога; участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; аттестация педагогов, повышение квалификации; развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до истинного творца – автора собственной методической системы. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего собственного опыта, если он эффективен и приносит высокие результаты. Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовленностью работников образования к этой деятельности. Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени. Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрезвычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем эффективного педагогического опыта как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы педагога приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности. Основными признаками эффективного педагогического опыта являются: - соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества; - наличие элементов новизны; - устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах; -эффективность педагогического опыта определяется по конечным результатам деятельности педагога. К.Д.Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям, к условиям образовательной организации. Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога. Этапы работы методической службы образовательной организации по проблеме педагогического опыта: Выявление – Изучение – Обобщение – Распространение От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание. Этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий: выявление адреса эффективного педагогического опыта; выявление сущности этого опыта. Источниками информации об авторах эффективного педагогического опыта могут быть: результаты мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательных программ; результаты анализа занятий педагога в ОО; информация руководителей ОО о педагогах, работающих в инновационном режиме; заявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приёмах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты деятельности обучающихся; анализ результатов краевых конкурсных мероприятий; конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических идей; конференции; семинары; результаты методической недели по определенному направлению; другие формы педагогического общения, в результате которых педагог показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность; мнение коллег, посетивших уроки педагога; опросы детей и родителей; рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ХК ИРО или других обучающих организациях системы повышения квалификации; другие источники информации. Изучению и обобщению могут подлежать: целостная система педагогической деятельности (от 1 года до 5 лет) (эффективно при подготовке к аттестации на первую и высшую квалификационные категории); система работы педагога по какой-либо одной проблеме (в течение одного учебного года); использование одного эффективного приёма (время изучения определяет сам педагог); опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, метод проектов); любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе, приносящие положительный результат: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и др. Основанием для внесения в план работы образовательной организации изучения и обобщения педагогического опыта будет являться его востребованность (потребность педагогов в данном опыте) и результативность. В организации работы по изучению и обобщению опыта выделяют три последовательных этапа. 1. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагогов дает возможность представить картину педагогического опыта, его уровень и специфику в данном педагогическом коллективе. Это позволяет сделать работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В перспективный план развития ОО ДОД следует включить график изучения и обобщения опыта, определить педагогов, чей опыт будет обобщаться в течение года. При анализе практики педагогов ставится главная цель — выявлять связь между деятельностью педагога и результатами его труда. 2. Эффективный педагогический опыт открывается, прежде всего, при посещении и анализе занятий педагога. Задача методиста — помочь педагогу понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь вскрыть причинно-следственные связи, которые ведут к высоким результатам деятельности; вместе с педагогом найти закономерности удачного занятия. Обобщение эффективного педагогического опыта предполагает включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта. Однако для педагога это слишком сложная задача, так как анализ и обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать педагога в процесс изучения своего педагогического опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе. Например, при посещении занятий педагога методист заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает педагогу рассказать об этом на заседании методического объединения, на инструктивно-методическом совещании. Как правило, это не вызывает затруднений у педагога. Далее можно предложить ему рассказать о системе его работы на семинаре внутри образовательного учреждения (структурного подразделения), затем - на заседании научно-методического или педагогического совета, к которому уже надо подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, педагог, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с обучающимися: за счет чего получен высокий результат? Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать их методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта. В первую очередь необходимо сформировать у педагога умения, необходимые для анализа педагогической деятельности: - прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность; - наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты; - видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса; - опираться на новые идеи психолого-педагогической науки. Руководитель и методист, вовлекая педагога в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, оказывают ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство педагога рождается в контакте с методистом любого уровня: внутри организации, муниципального, краевого. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем. 3. Формирование эффективного педагогического опыта связано с творческими исканиями педагога, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса. Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает педагог. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками учащихся, разрешается поиском форм, методов, средств, целостной системы работы по развитию культуры учебного труда обучающихся. Или противоречие между положениями программы, предлагаемыми всем детям, и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентированной технологии развивающего обучения. Выявить противоречие, движущее развитие педагогического процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей, методистов и коллег, обобщающих опыт. Наиболее распространенными являются два вида обобщения педагогического опыта: рассказ, описание. Структура рассказа об опыте работы учителя Целесообразна следующая структура рассказа: освещение достигнутых результатов (в начале рассказа указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по иск новых методов, приемов, подходов в педагогической деятельности); замысел педагога и пути его реализации; условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов; организационно-методическая система работы педагога (средства, методы, приемы, организационные формы); что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом; какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт; сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта); границы использования опыта и рекомендации по его использованию (адресная направленность опыта). Наибольшее затруднение у методистов вызывает описание педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. При этом раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию данного опыта работы. При описании опыта работы логично излагать материал в такой последовательности: 1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы. 2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов. 3. Анализ результативности освоения учащимися дополнительной программы, уровня роста их личностных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме. 4. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной образовательной организации (структурного подразделения). Что можно рекомендовать использовать другим педагогам дополнительного образования. 5. Используемая литература. 6. Приложения: конспекты занятий, воспитательных мероприятий, образцы дидактических и методических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы. Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения опыта и характера его автора. Это могут быть: мастер-классы; педагогические советы; конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогического опыта; выставки «Педагогическое творчество. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство»; школа педагогического мастерства; творческий семинар; курсы повышения квалификации; коллективная подготовка и издание информационно-методических сборников, альманахов, методических пособий и др.; Распространение эффективного передового опыта может осуществляться внутри образовательного учреждения; на муниципальном уровне; на краевом; региональном; всероссийском. Таким образом, выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы педагогической деятельности, применять их на практике и делиться опытом с коллегами на разных уровнях, сделать его достоянием многих. А методист сегодня – это не администратор, не представитель власти в организации, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение и видеть необходимость и результативность своего труда. Исходя из вышесказанного, задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом: - повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов; - формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; - создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; - изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании; - помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями. Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию. |