Образовательная программа на 2017-2018 уч.год

Образовательная программа на 2017-2018 уч.год

 Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

 

   

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Дом детского творчества г.Байкальска»

на 2017-2018 учебный год.

г. Байкальск, 2017г.

Характеристика МБУ ДО ДДТ г.Байкальска.

Дом детского творчества основан в 1968 году, как Станция юных техников.

В настоящее время представляет собой целостную открытую социально- педагогическую систему, способную расширить комплексное образовательное пространство для развития детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет и осуществить реализацию способностей и возможностей каждого из них средствами дополнительного образования.

Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г.Байкальска».

Сокращённое название: МБУ ДО ДДТ г. Байкальска.

Юридический адрес: 665932 Россия, Иркутская область, г.Байкальск, м-он Гагарина д.146 «б»

Адрес сайта: ddtbaikalsk.ru

Учредитель: Муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре МО Слюдянский район»

Лицензия на образовательную деятельность: № 8106 серия 38Л01 № 0002498 от 10 июля 2015 г.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 38 № 003319596

Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, КПП 3810010001, 29.12.2012, серия 38, № 003440087

Основной предмет деятельности: Организация предоставления общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования различных видов.

Устав образовательного учреждения: Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г.Байкальска», утвержден приказом муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре МО Слюдянский район» № 162-од от 10.06.2015г.

Паспорт программы

Наименование

программы

Образовательная программа МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

Основание для

разработки

программы

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образовании детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам», СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденный Постановлением №41 от 04.07.2014г., другие законодательные акты, решения, распоряжения Министерства образования Иркутской области, учредителя и Устав учреждения.
Цель программы Создание оптимальных условий раскрытия творческих способностей детей, получения детьми знаний в разных областях культуры и искусства; формирование социокультурного пространства, обеспечивающее социальное развитие личности учащихся, в том числе и для детей с ОВЗ, подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Задачи программы
  • Обеспечить выполнение муниципального задания в части образовательной деятельности:
  • Организовать образовательный процесс по 5 направленностям дополнительного образования детей согласно полученной лицензии и обновление содержания дополнительных образовательных программ;
  • Обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса с учетом основных требований и норм, предъявляемых к учреждению дополнительного образования.
  • Обеспечить организацию и проведение организационно-массовых и конкурсных мероприятий различного уровня;
  • Обеспечить реализацию 2 этапа программы развития учреждения:
  • Путем доступности полного спектра качественных образовательных услуг для каждого учащегося;
  • создать условия успешной реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого учащегося за счет расширения спектра образовательных услуг.
  • создать условия социализации личности учащихся, успешной адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;
  • создать условия повышения профессиональной квалификации педагогических кадров через создание условий для развития мотивации к учебно-методической, педагогической и исполнительской деятельности; развития творческих способностей педагогов;
  • создать условия активного участия творческих коллективов МБУ ДО Дом детского творчества в городских, региональных, всероссийских и международных культурных проектах, конкурсах и фестивалях;

Приоритетные направления

деятельности

  • реализация программно-методического комплекса определяющего компоненты социокультурной среды, способствующей социализации учащихся, в том числе детей с ОВЗ;
  • создание образовательного пространства для детей в возрасте от 5 до 18 лет;
  • коррекция содержания, методов, форм, организации учебно – воспитательного процесса в условиях внедрения принципов инклюзивного образования, для успешной социализации учащихся с особыми возможностями здоровья;
  • осуществление PR - деятельности через установление контактов со средствами массовой коммуникации, общественными организациями;

Структура

программы

Характеристика учреждения;

паспорт программы;

пояснительная записка;

образовательная деятельность:

  • организация образовательного процесса;
  • содержание образования;
  • формы реализации образовательных программ;

         организационно-массовая деятельность;

ресурсное обеспечение деятельности учреждения:

  • кадровое обеспечение;
  • методическая деятельность;
  • материально-техническое обеспечение.

Исполнители

программы

Учебно-воспитательный процесс в 2017 – 2018 учебном году осуществляется: директором МБУ ДО ДДТ г. Байкальска, заместителем директора по УВР, педагогом - организатором, методистом, педагогами дополнительного образования.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Выполнение муниципального задания.

Обеспечение равных возможностей получения дополнительного образования для разных категорий детей, в том числе и с ОВЗ в соответствии с их образовательными запросами.

Социокультурная среда для успешной социализации личности в условиях ДДТ.

Пояснительная записка

В современных условиях модернизации системы образования Российской Федерации объективной необходимостью является программно-целевой подход к управлению деятельностью учреждения дополнительного образования детей.

         Образовательная программа МБУ ДО ДДТ г. Байкальска разработана на основе требований к учреждениям дополнительного образования детей и к содержанию дополнительного образования, а также с учетом Федеральных и региональных программ модернизации и развития образовательной системы, Устава учреждения.

Программа определяет основные направления деятельности и ориентирована на обновление содержания образования, повышение его качества и результативности в соответствии с современными требованиями модернизации образования, на совершенствование программно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения деятельности ДДТ.

В основу образовательной программы Дома детского творчества положены принципы, ориентированные на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем видам деятельности.

- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного творческого развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности);

- принцип культуросообразности (создание условий наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества, формирование разнообразных познавательных интересов. Сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость содержания образования по различным направленностям, через культурно-массовую деятельность);

- принцип индивидуализации (возможность определения индивидуальной траектории физического, психического, социального, духовно-нравственного развития каждого учащегося, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциала личности, представление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия);

- принцип дифференциации и вариативности дополнительных общеразвивающих программ (возможность свободного выбора направленности обучения, дополнительной образовательной программы, педагога дополнительного образования, осуществление различных подходов к отбору содержания и технологии обучения);

- принцип обеспечения рационального использования учебно-методических, кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов.

Социально-экономическая и политическая ситуация привела к необходимости изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план требование особых педагогических усилий в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Поэтому планируемый процесс функционирования и развития Дома детского творчества должен способствовать повышению конкурентоспособности, превращению образовательного учреждения в «школу социализации».

       Миссия Дома творчества на современном этапе развития дополнительного образования состоит в наиболее полном и всеобъемлющем духовно- нравственном развитии подрастающего поколения средствами воспитания и дополнительного образования.

Основными путями выполнения этой миссии мы видим в следующем:

  • позиционирование Дома творчества как учреждения разноуровнего и разнопрофильного дополнительного образования в социокультурном образовательном     пространстве г. Байкальска ;
  • создание условий для всесторонней реализации образовательных потребностей обучающихся и их родителей через расширение спектра образовательных и воспитательных услуг и создание условий для реализации индивидуальной образовательной и творческой траектории каждого учащегося;
  • использование образовательных, воспитательных, педагогических, методических и материальных ресурсов для развития и реализации творческого, интеллектуального и физического потенциала обучающихся в различных видах деятельности;
  • расширение социального партнерства с учреждениями образования и культуры города.   Исходя из определенной нами миссии основной целью реализации настоящей программы является создание необходимых условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики и интересами и потребностями основных потребителей образовательных услуг.

НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

Практическая реализация цели и задач работы Дома детского творчества на 2017-2018 учебный год предполагает деятельность по основным направлениям:

  • Художественная
  • Техническая
  • Естественнонаучная
  • Социально- педагогическая
  • Туристко-краеведческая

Организация образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения ( кружки, творческие коллективы, объединения), регламентируются Учебным планом, Правилами внутреннего распорядка учащихся, расписанием учебных занятий.

Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы в течение всего учебного года, включая каникулярное время, ежегодно обновляет дополнительные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной среды.

Образовательная деятельность   осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования детей.

Реализуемые в Учреждении, дополнительные  общеразвивающие программы  направлены на обеспечение духовно- нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей, их  личностное развитие, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение и творческий труд,  формирование общей культуры детей, адаптацию детей  к жизни в обществе, удовлетворение потребностей в художественном, техническом, естественнонаучном развитии, социально- педагогическом и туристко- краеведческом направлении.

       Основная цель образовательной деятельности учреждения – организация обучения в условиях самовыражения, саморазвития, самоопределения детей, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

В Учреждении занимаются дети и подростки от 5 до 18 лет на основе свободного выбора направлений и вида деятельности.

Учреждение работает по семидневной рабочей неделе. Обучение проводится согласно утвержденному расписанию. Расписание занятий объединений составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией Учреждения по представлению педагогическими работниками с учетом пожелания родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузка в неделю на учащихся зависит от временного ресурса программы, возрастных особенностей учащихся и санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей.

Занятия для детей дошкольного возраста проводятся не чаще 2-3 раз в неделю продолжительностью от 25 до 30 минут, для учащихся младшего, среднего и старшего возраста - 45 мин. Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе учебного плана, регламентируется расписанием занятий.

После каждых 30-45 минут занятий устраивается перерыв продолжительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Количество учащихся в учебных группах, продолжительность учебных занятий в объединении определяется особенностями дополнительных общеразвивающих программ, возрастными особенностями учащихся и санитарно-эпидемиологическими нормативами.

     Каждый ребенок может записаться в любое объединение по избранному профилю и имеет право заниматься в нескольких объединениях различного направления. Дети, которые зачисляются в хореографические коллективы должны представить справку от врача.

В объединения второго и последующих лет обучения могут быть зачислены дети по результатам собеседования или входного тестирования.

Численный состав детских объединений определяется Уставом учреждения и, соответственно, программой педагога, зависит от специфики коллектива, студии или объединения, от площадей кабинетов, утверждается приказом директора на основании Устава: 1 год обучения -12 человек, 2 год обучения- 10 человек, 3 и последующие года обучения – 8 человек.

В случае снижения фактической наполняемости детей разрешается дополнительный набор в течение учебного года.

Организация образовательного процесса служит основой для дальнейшего самоопределения учащихся в жизни.

В Учреждении образовательная деятельность осуществляется на русском языке.

Содержание образования

В МБУ ДО ДДТ г. Байкальска в 2017 - 2018 учебном году   реализуются 28 дополнительных общеразвивающих программ по 5 направленностям.

По сроку реализации: единиц
1 год 7
2-3 года 18
4 года и более 3
По уровню освоения: общеразвивающие

Направленность дополнительных общеразвивающих программ

Направленность программ Кол-во программ Кол-во групп
Техническая 3 8
Художественная 20 41
Естественнонаучная 3 5
Социально- педагогическая 1 1
Туристко- краеведческая 1 1
Всего: 28 56

В Доме детского творчества реализуются рабочие дополнительные общеразвивающие программы, а также проекты организационно-массовой деятельности и программы для организации летнего отдыха.

Рабочая программа педагога занимает в этом перечне особое место. Именно она регламентирует организацию образовательной деятельности и определяет объем, порядок, содержание и реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в полном объеме в условиях конкретного учебного года. Она отражает особенности обучения в текущем году в соответствии с календарным учебно – тематическим планом организации, расписанием занятий и количеством учебных недель в году. Особенно это важно в тех случаях, когда программа по объективным причинам (болезнь педагога, праздничные дни) не может быть выполнена в полном объеме. Рабочая программа должна быть откорректирована с учетом этих особенностей. Кроме того в рабочей программе необходимо учесть подготовку к праздничным мероприятиям, чтобы предотвратить перегрузку учащихся. Для оптимизации деятельности педагога дополнительного образования разработаны методические рекомендации по составлению рабочей программы и предложена ее структура.

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога дополнительного образования, с помощью которого выбирают оптимальные и наиболее эффективные для каждого состава учащихся (определенного детского объединения, определенной возрастной категории) содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности в соответствии с определенной в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе целью и результатами обучения, а также последовательность изучения тем, форм аттестации и др. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и соответствующего ей образовательно – методического комплекса для каждой учебной группы.

           Содержание программ обусловлено социальным заказом родителей и детей, направлено на развитие целевого выбора личности. К основным ведущим видам потребностей относятся:

  • творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
  • познавательные потребности детей и родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;
  • коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми и педагогами;
  • компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить проблемы, лежащие в сфере обучения, развития;
  • досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени;
  • формирование социальных навыков, необходимых для развития и становления   здорового жизненного стиля и образа жизни молодого поколения.

Характеристика общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении.

Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы дополнительного образования детей. Организует досуг и социальное творчество детей, подростков и молодежи.

Общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивают доступ к новым культурным ценностям, содействуют самореализации ребенка и создают «ситуацию успеха»; обеспечивают выход на другие сферы деятельности; положительно сказывается на результатах общего образования.

Содержание программ основывается на принципах единства воспитания, обучения и развития личности, свободы выбора и самореализации ребенка, сотрудничества детей и взрослых. Сроки реализации дополнительных общеобразовательных программам – дополнительных общеразвивающих программам МБУ ДО ДДТ г.Байкальска на 2017-2018 учебный год: от 1 до 6 лет.

- для детей дошкольного возраста программы рассчитаны на 144 часа с продолжительностью занятия: от 25 до 30 минут; для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста программы рассчитаны на 144, 216, 324 часов с продолжительностью одного занятия 45 минут, с режимом работы четыре, шесть и девять часов в неделю.

В течение 2017-2018 учебного года в Доме творчества будут реализовываться программы, соответствующие уровням:

I  уровень - дошкольного образования (5 -7 лет)

II  уровень - начального образования (7-10 лет)

III уровень - основного общего образования (10-14 лет)

IV уровень - полного общего образования (до 18 лет)

Программы обеспечены учебно-методическими материалами, педагогическими кадрами, материально-техническими средствами обучения.

         Дополнительные общеразвивающие программы  художественной направленностиреализуемые в Доме  творчества, охватывают детей разных возрастных категорий: от 5 до 18 лет. Общеразвивающие программы органично соединяют в себе познавательную деятельность с творческой, формируют у детей практические навыки по различным видам творчества и техникам, прививают любовь к искусству, развивают воображение, фантазию, художественный вкус. Общеразвивающие программы -   разноуровневые, предусматривают как развитие элементарных навыков, так и развитие создавать оригинальные произведения. По сравнению с программами школьного курса обеспечивают выбор направления деятельности в более широком объеме, помогают учащимся показать свою индивидуальность.

Дополнительные общеразвивающие программы  технической направленности  рассчитаны на учащихся от 8 до 17 лет. Программы включают освоение современных технологий в судо и авиа моделировании. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, обучаются владению различными инструментами, качественному выполнению моделей знакомятся с конструкциями судов и летательных аппаратов, изготавливают и запускают сложные кордовые и радиоуправляемые модели. Дети  ценят в этом объединении соревновательный, спортивный элемент. Критериями оценки уровня знаний  является участие в соревнованиях разного уровня.

Дополнительные общеразвивающие программы естественно – научной направленности: это развивающие программы для детей от 10 – 15, которые направлены на формирование активной гражданской позиции школьников, бережное отношение к природе родного края. Особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал, хозяйственной деятельности, проблемам взаимодействия человека и природы. Изучение программ способствуют формированию у детей и подростков экологической культуры и экологического сознания.

Дополнительные общеразвивающие программа туристко–краеведческой направленности ориентирована на учащихся 10-12 лет. В рамках программы осуществляется формирование навыков проведения экскурсии, организация и проведение календарно-тематических праздников в рамках проектной деятельности учреждения и плана учебно – воспитательной работы в МБУ ДО ДДТ.

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности рассчитана на учащихся 10 -17 лет, которая направлена на создание благоприятных условий для социализации детей и подростков. Программа, включающая в себя курс занятий, ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростков,   сможет помочь им более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Направление деятельности

(вид деятельности)

Решаемые задачи при выполнении

дополнительных образовательных программ

Художественная направленность
Цель: организация воспитательного и образовательного процесса, способствующего становлению творческой личности, путем создания оптимальных условий для детского творчества
Юный художник Развитие художественно – творческих способностей детей
Развитие образного мышления, художественного вкуса
Изучение истории искусств
Развитие творческой фантазии, изобразительных способностей
Акварелька Знакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу

Художественное конструирование

Хобби, ты

Обучение детей практическим навыкам и приемам работы с текстилем, бумагой, пластическими материалами
Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями
Развитие умения общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, воспитание толерантности.
Мягкая игрушка Обучение детей практическим навыкам и приемам работы с тканью, мехом и пряжей
Раскрытие потенциальных способностей каждого ребенка через творческий поиск
Воспитание трудолюбия, аккуратности самостоятельности, усидчивости, терпеливости, уважительного отношение к людям и результатам их труда
Интерьерная игрушка Обучение технологии пошива плоскостных и объемных игрушек, игрушек с функциональным предназначением, интерьерных, кофейных, примитивных игрушек, чердачных, игрушек - гильда, игрушек в технике «грунтованный текстиль», текстильно – скульптурных кукол
Развитие познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству и формирование профессионального интереса к народной игрушке
Содействие воспитанию самостоятельности, уверенности в себе и своих силах, стремлению к самосовершенствованию

Художественное

вязание

Знакомство с историей и развитием техники вязания, с современными тенденциями в моде вязаных вещей, обучение особенностям кроя и вязания различных моделей
Развитие творческих способностей, произвольности психических процессов, образного мышления, моторных навыков.
Воспитывать творческое отношение к труду, развивать художественный вкус и эстетическое восприятие мира.
           Волшебная нить Обучение основам декоративно прикладных видов деятельности, формирование трудовых умений и навыков, качественной личности
Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка
Воспитывать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей
Конструирование и моделирование одежды Обучение первоначальным правилам пользования оборудования, способствование приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в шитье, навыков конструирования, моделирования одежды и технологии ее изготовления
Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных, рефлексивных умений и навыков, художественного и эстетического вкуса

Воспитание уважения к труду, доброжелательного отношения

к окружающим, аккуратности, терпеливости и самостоятельности при выполнении работы, потребности в самоорганизации и здоровом образе жизни

Дизайн одежды Углубление знаний и совершенствование навыков в области конструирования, моделирования, технологии изготовления швейных изделий и экологической культуры применения материалов
Развитие творческих способностей, пространственного мышления, образного восприятия и воображения, художественного вкуса, способности видеть и чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать и создавать собственные творческие работы
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, обязательности, усидчивости и самодисциплины, культуры поведения и бесконфликтного общения, чувства меры при декоративном оформлении одежды
Ансамбль народного танца «Выкрутасы» Изучение хореографического наследия русского народа
Развитие выразительности и музыкальности исполнения
Привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и общения

Совершенствование

исполнительской культуры и техники народного танца

Поддержание танцевальной формы и дальнейшее развитие исполнительского мастерства.
Углубление мотивации к занятиям хореографического искусства, профориентация на образовательные учреждения Министерства культуры; поддержка мотивации к совершенствованию и исполнении народного танца.
Приобщение к художественной культуре через углубленное познание танцев.
Вокальный ансамбль Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности.
Развитие музыкального ладо – гармонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного мышления, творческого воображения, развитие певческого аппарата.
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству разных народов мира, музыкального вкуса; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном образовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Вокальный Формирование навыков певческой установки учащихся
Развитие артистической смелости и непосредственности ребенка, его самостоятельности
Воспитание эстетического вкуса учащихся
Вокально – инструментальный ансамбль Вовлечение учащихся в активную музыкально – творческую деятельность: пение, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки, изучение музыкально – теоретического материала
Развитие вокальных данных, обучение игре на инструментах,   вырабатывание навыки ансамблевой игры, аккомпанирования
Формирование музыкального вкуса участников ансамбля, воспитание их нравственных и эстетических чувств
Театр кукол Обучение детей основам театральной деятельности
Развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся
Формирование навыков актерского мастерства

Театральная

деятельность

Обучить детей основам театральной деятельности
Сформировать навыки актерского мастерства, художественно – эстетический вкус
Воспитывать интерес к мировой художественной культуре, театральному искусству и его жанровому многообразию; уважение к людям театральной профессии

Театральная

деятельность с элементами кукольного театра

Развивать творческие, интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности детей
Научить детей самостоятельно использовать в повседневной жизни навыки, полученные в театральных играх
Побудить в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

Лаборатория

кукольного театра

Закреплять знания о многообразии театральных выразительных средств и театральной терминологии, базовых тем постановки кукольного театра
Усовершенствовать технику актерского мастерства и сценической речи
Формировать социально – адаптивную, творчески активную личность, ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение
Техническая направленность
Цель: Развитие в детях технической грамотности, воспитание упорства в достижении поставленной задачи, духа спортивной борьбы.

Авиамоделисты

Знакомство с историей развития авиации
Обучение приемам и технологии изготовления, регулировки и запуска авиамоделей, подготовка спортсменов - авиамоделистов
Воспитание воли, стремления к победе, патриотизма.
Судомоделирование Знакомство с морским делом, судостроением, основами математики, физики, черчения, геометрии.
Формирование знаний и навыков проектирования и настройки модели
Обучение навыкам владения различными инструментами, качественному выполнению моделей
Естественнонаучная направленность
Цель: Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности, мировоззрения.
Байкаловедение Формирование бережного отношения ко всем представителям животного мира
Обучению правилам пользования инструментов, приборов, материалов для работы
Знакомство с местной флорой и фауной
Формирование понятия о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу
Воспитание рационального использование местных растительных ресурсов
Азбука исследовательской деятельности Знакомство учащихся с теорией и практикой организации научно- исследовательской работы, творческое развитие начинающих исследователей
Формирование чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы
Дать основы практических умений организации научно-исследовательской работы; научить работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками
Формирование у учащихся теоретических знаний о различных формах и методах     организации научно-исследовательской деятельности
     Дизайн и природа Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность.
Воспитывать способность к развитию внутренней свободы учащегося, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувство собственного достоинства, самоуважения.
Туристско-краеведческая направленность
Цель: развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности. Воспитание патриотов своего края.

Юный экскурсовод

Углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного города в Иркутской области
Воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережное отношение к памятникам истории и культуры
Ознакомление учащихся с основами экскурсоведения, туризма,формирование представления об их связи с краеведением
Принятие навыков научно – исследовательской работы с историческими, археологическими, архивными и литературными источниками
Ориентация учащихся на профессии историка и экскурсовода - гида
Социально-педагогическая направленность
Цель: создание благоприятных условий для гармоничного развития, совершенствования личности учащихся.
Журналистика Обучение умению самостоятельно изыскивать материал для написания и создания сюжетов, вычленения из череды событий главного, актуального, полезного
Формирование любви к русскому языку, печатному слову, визуализации, интерпретации происходящего вокруг подростка
Воспитание интереса к наследию мировой художественной культуры и журналисткой практики, выработка целостных ориентаций учащихся среднего звена

Организационно-массовая деятельность;

Педагогический коллектив МБУ ДО ДДТ г. Байкальска считает проблему совершенствования воспитательного процесса одной из ведущих, так как МБУ ДО ДДТ г.Байкальска –это коллективный субъект образовательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся, родителей в соответствии с целями, учебно-воспитательными планами, программами, дополняющими и углубляющими содержание всеобщего среднего образования.

     Основной идеей воспитательного процесса учреждения является развитие и воспитание растущей личности, ее ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности. Воспитательная деятельность нашего коллектива  ориентирована на развитие таких личностных качеств учащихся, как трудолюбие, ответственность, инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самореализации, самообразованию, саморазвитию.

Целью воспитательной работы Дома детского творчества является - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

При реализации воспитательной работы учреждения усилия педагогического коллектива были направлены на решение следующих основных задач:

  • Воспитание учащихся на основе духовных и общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание гражданина и патриота совей страны через изучение ее истории, культуры, традиций.
  • Воспитание у учащихся активной жизненной позиции средствами вовлечения их в массовые мероприятия культурно-досуговой деятельности
  • Воспитание правосознания.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Экологическое воспитание учащихся.
  • Развитие познавательных способностей, интеллекта, мотивации к самообразованию.
  • Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности Дома детского творчества.
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности.

Направления – гражданско- патриотическое, экологическое, воспитание здорового и безопасного образа жизни, работа с родителями, сетевое взаимодействие и организацтия культурно-досуговой деятельности являлись приоритетными в воспитательной деятельности, обоснованные требованием времени и анализом работы за прошедший период.
Вся деятельность учащихся и педагогов была организована таким образом, что все мероприятия и события месяца были объединены в одну тему. Каждая тема соответствовала определённому месяцу, что позволяло создать в учреждении периоды творческой активности учащихся и педагогов и оказывало действенную помощь в планировании Исходя из анализа воспитательной деятельности за 2016-2017год, на педагогическом совете учреждения, для достижения более качественного результата воспитания учащихся, было решено начать воспитательную работу, направленную на выявление творческого потенциала и развитие одарённости учащихся.
С этой целью и был создан проект «От интереса к мастерству».
Следуя положительному опыту работы с родительской общественностью, с целью сохранений семейных традиции, общения внутри семьи, проведение совместного досуга, был создан проект «Семейная гостиная». Данные проекты включены в воспитательную систему работы учреждения.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(на 01.09.2017)

Качественный состав педагогических кадров

Учебный год

Всего

педагогов

Основных

педагогов

Совместителей совмещение
2017-2018 17 12 4 1

Квалификационные разряды и категории педагогов

Учебный год

I категория Высшая категория

Всего

педагогов

2017-2018 5 (29%) 2 (12%) 17

По уровню образования

Учебный год

Высшее

Средне (специальное)

профессиональное

Начально - профессиональное

2017-2018

(на 1.09.)

10 (59%) 6 (35%) 1 - стаж работы в МБУ ДО ДДТ г.Байкальска более 20 лет

Курсовая подготовка и переподготовка

 Педагоги дополнительного образования своевременно проходят курсы повышения квалификации.

Учебный год Всего педагогов Кол-во педагогов, прошедших курсы

2016-2017

(на 01.05)

17 3

Два педагога получили Дипломы профессиональной переподготовки.

Кроме педагогов учреждения прошли курсы повышения квалификации методист, педагог – организатор, заместитель директора по УВР.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

           

Повышение профессионального уровня педагогических работников является одним из важнейших условий повышения результативности образовательного процесса.

Основной целью методической деятельности является: совершенствование профессионального мастерства педагогических работников, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала педагогического коллектива МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

Система повышения профессионального мастерства позволяет решать следующие задачи:

  • организация мероприятий по повышению компетентности, развитию профессионально – значимых умений и навыков педагогов;
  • оказание методической и практической помощи педагогам дополнительного образования, через проведение семинаров, выпуск методических рекомендаций, проведение консультаций;
  • создание различных видов информационно-методической продукции, способствующей распространению методических знаний;
  • выявление, изучение, формирование и распространение результативного педагогического опыта.
  • формирование методической культуры, овладение педагогами современными образовательными технологиями;

 В связи с этим, методическая работа в 2017 – 2018 учебном году будет направлена, прежде всего, на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства, развитие и повышение творческого потенциала каждого педагога, на совершенствование умений педагогов рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.

В доме детского творчества на 2017 – 2018 учебный год запланированы разные формы организации методической работы:

  • Методические выставки;
  • Выпуск методических рекомендаций, памяток, инструкций;
  • Подготовка и проведение методических советов, семинаров, практикумов для педагогов;
  • Участие педагогов в мероприятиях, конкурсах методического мастерства;
  • Подготовка и проведение методических консультаций;
  • Организация обобщения и распространения опыта творчески работающих педагогов.
  • Методическое и консультационное сопровождение педагогов по вопросам дополнительного образования;
  • Координация деятельности педагогов по самообразованию, выпуска методической продукции;
  • Обмен опытом педагогов: взаимопосещение занятий, мастер – классов, мероприятий
  • Разработка общеразвивающих программ.

В соответствии с планом на 2017 - 2018 учебный год одним из основных направлений методической деятельности является работа над единой методической темой: «Повышение качества дополнительного образования, сохранение стабильно – положительных результатов, посредством совершенствования профессиональной культуры и педагогического мастерства педагогов»

Цель:

активизировать реализацию комплекса условий, обеспечивающих

повышение мобильности, активности, профессионализма педагогов МБУ ДО ДДТ г. Байкальска через оказание информационно-методической, консультативной помощи

в функционировании учебно-воспитательного процесса и инновационной деятельности

учреждения.

Задачи:

  • Оказание методической помощи по разработке учебно-программной и учебно-методической документации;
  • Создание условий для совершенствования содержания, новых форм, методов и технологий учебно – воспитательного процесса;
  • Внедрение новых педагогические технологии для развития профессионального творческого мышления педагогов, умения проектировать и внедрять инновации в собственную       профессиональную деятельность;
  • Активизировать полученные педагогами новые знания и умения использовать их

в педагогической практике.

  • Выявление, обмен и диссеминация передового педагогического опыта;
  • Содействовать обновлению программно – методического оснащения учреждения

Методические советы

Цель: реализация задач методической работы на текущий год

Тема Календарные сроки Ответственные
1. Планирование методической работы на 2017 -2018 учебный год. Приоритетные дачи методической работы в рамках программы развития. Рассмотрение рабочих программ Август

Методист

Зам. директора по УВР

Педагоги

 
 

Аттестация педагога дополнительного образования

Сентябрь

Педагоги

Методист

Зам. директора по УВР

2.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования – необходимое условие эффективности образовательного процесса
Ноябрь

Педагоги

Методист

Зам. директора по УВР

3.
Поиск и применение разнообразных форм учета и оценки знаний учащихся. Мониторинг в образовательной деятельности педагога.
Февраль

Педагоги

Методист

Зам. директора по УВР

4.
Особенности организации лагеря дневного пребывания на базе МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
Май

Методист

Педагоги

Зам. директора по УВР

Методические семинары, практикумы

Цель: практическое изучение вопросов, являющихся проблемными для определенной группы педагогов.

Тема Календарные сроки Ответственные
1. Семинар «Проектная и исследовательская деятельность в учреждениях дополнительного образования» Декабрь

Методист,

Зам. директора по УВР,

педагоги

3. Семинар – практикум «Технология и содержание современного учебного занятия.Использование разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях в УДО» Март

Методист,

Зам. директора по УВР

педагоги

4. Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (калейдоскоп творческих находок и форм работы из опыта работы педагогов). Апрель

Методист,

Зам. директора по УВР

педагоги

5.

Семинар «Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчѐты педагогов»

Май

Методист,

Зам. директора по УВР

педагоги

В целях совершенствования образовательного процесса в качестве приоритетных направлений деятельности на 2017 -2018 учебный год хочется выделить следующее:

  1. Продолжить работу по повышению квалификации и творческого мастерства педагогов Дома детского творчества;
  1. Продолжать работу по внедрению в практику новых педагогических технологий, необходимых для развития творческих способностей и личностного роста детей;
  2. Разработать систему оперативного информирования педагогов по вопросам инновации и передового опыта в сфере дополнительного образования;
  3. Организовать методическую помощь педагогам по распространению своего педагогического опыта на разных уровнях и подготовке публикаций;
  4. Внедрять в практику педагогов разнообразие форм, методов, приемов и темпов работы, индивидуализацию методик обучения;
  5. В рамках повышения профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения педагогов: технология подготовки занятия и самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска», 2-х этажное панельное здание с пристроем, 1969 года постройки. Общая площадь здания 637,3 м2, в том числе учебная 293,2 м2.

Кабинеты

Помещения образовательной ориентировки

Кабинеты:

1 этаж № 2 Исследователи Прибайкалья,Журналистика -19 кв.м.

1 этаж. № 4 вокальный - 16,7 кв.м;

1 этаж. № 10 Вокально инструментальный – 40,3 кв.м

1 этаж № 7, хореография – 38,9 кв.м

1 этаж. № 6 Хореография – 77,6 кв.м

2 этаж. № 18 Прикладное творчество - 37,0 кв.м

2 этаж № 17 Юный художник - 30,5 кв.м

2 этаж № 13 Театр кукол - 29,3 кв.м

2 этаж № 12 Мягкая игрушка - 37,4 кв.м

Трудовое воспитание

1 этаж № 8 судомодельный - 50,9 кв.м; 1 этаж № 11 авиамодельный - 27,8 кв.м

Помещения социально-бытовой ориентировки

1 этаж: № 1 Кабинет зам.директора по УВР - 11,5 кв.м; № 5 Костюмерная - 16,6;

2 этаж: № 15 учительская, методический - 11,4 кв.м; № 14 кабинет зам. директора по хозяйственной части - 11 кв.м; № 16 кабинет директор - 17 кв.м

Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание:

1 Этаж. № 3 Гардероб - 10,9 кв.м; женский     туалет - 5,8 кв.м; мужской туалет - 5,3

Досуг, быт и отдых

1 этаж. № 6 Зрительный зал - 77,6 кв.м,

 

Материально-техническое оснащение объединений

Объединение Оснащение
Судомодельный

Станки: токарный (2 шт), сверлильный, токарно-винтовой, фуговальный, фрезерный

Электронаждак, радиоуправление, резиновая лодка, аккумулятор, весы настольные, тиски слесарные, фартуки, столы, стулья, электронаждак

Авиамодельный Станки: токарный, фуговальный, сверлильный, электронаждак, тиски слесарные, верстаки, фартуки
Вокальный фортепиано, домашний кинотеатр
Вокальный ансамбль Студия (колонки, пульт, усилитель, микрофон), синтезатор, компьютер в комплекте, сценические костюмы, электронное пианино
Хореография Музыкальный центр, фортепьяно, зеркало, станок танцевальный, сценические костюмы и обувь
Вокально-инструментальный ансамбль Компьютер в комплекте, аксессуары для аппаратуры, бас-гитара, музыкальный инструмент «Ямаха»., ударная установка., музыкально-электронный инструмент, большие колонки, студия (колонки, пульт, усилитель, микрофоны)
Художественное конструирование «Мир игрушки» Ножницы, утюг, машинки швейные, раскройный стол, гладильные доски, наборы игл, нитки, ткань, капрон.
Театр кукол Музыкальный центр, театральный свет, куклы перчаточные, пальчиковые, тростевые, сценическая ширма, выносной задник, костюмы
Юный художник Ноутбук, клеевой пистолет, степлер, мольберты, раздаточный материал

В здании имеются следующие средства пожаротушения: пожарный кран 1 шт., огнетушители - 8 шт., автоматическая пожарная сигнализация, выведенная на пульт пожарной части, план эвакуации и т.д.

Состояние безопасности образовательного учреждения: в здании имеется система автоматической охранной сигнализации (тревожная кнопка), заключен договор с частным охранным агентством ООО ОА «ДОЗОР», видеонаблюдение, наружное освещение здания – по периметру учреждения, периметральное ограждение. В течение учебного года:

- проведена косметический ремонт учреждения (побелка потолков, стен 1 этаж, побелка кабинетов, покраска плинтусов, окон, дверей кабинетов, покраска фасада учреждения и т.д.);

- произведен косметический ремонт крыши пристроя

- Смонтирован козырек над входом из пристроя

Соблюдение техники безопасности, охрана труда

Проверка состояния окон, дверей, лестниц, электропроводки, отопительной системы и др. ведется постоянно на уровнях первого, второго ступеней педагогического и административного контроля. Работает комиссия по охране труда, своевременно обновляется стенд по охране труда.

В учебных кабинетах соблюдаются нормы освещенности. Освещение в основном люминесцентное.

Воздушно- тепловой режим соответствует нормам.

Ежегодно проводится работа по опрессовке отопительной системы.

Влажная уборка проводится 2 раза в день (в дневное и вечернее время).

Костюмерная и библиотека

Всего на учете в костюмерной находится 145 единиц костюмов. В 2016-2017 учебном году костюмерная пополнилась на 20 единиц, для объединений «вокальный», «хореография», «Театральное» и сценические костюмы.

Библиотечный фонд учреждения составляет 643 экземпляра книг (пособий, методической литературы), ежегодно выписываются для педагогов учреждения журналы «Дополнительное образование и воспитание», «Чем развлечь гостей»

Благоустройство территории

В весенне-летний период весь коллектив занимается благоустройством прилегающей территории: выращивание и посадка рассады, полив и уход за цветниками, покос травы, уборка территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           
   
           
           
           
           
           
   
Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru