Методические рекомендации "Планирование занятия в система доп.образования"Министерство Просвещения Российской Федерации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска» Методические рекомендации «Планирование занятия в системе дополнительного образования» Составитель: методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В. г. Байкальск 2023 г. Введение Повышение качества является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Обеспечение качества в сфере дополнительного образования детей, как неотъемлемой части общего образования, осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия. Учебное занятие – это основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании; промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенной учебной деятельностью. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия. Учебное занятия как основная форма дополнительного образования Учебное занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования по нескольким причинам. Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнообразный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на занятиях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу обучающихся с коллективной. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает обучающимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности. Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия сегодня является необходимым. Это связано с рядом факторов: – возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании; – отсутствует единое понимание того, что собой представляет, по сути, основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы; – существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей. Занятие в – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п. В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды: Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Структура учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. 1 этап: организационный Задача: подготовка учащихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию) Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной В качестве основного этапа могут выступать следующие:
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап: итоговый Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлективный Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либоиз них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Условия эффективности учебного занятия Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру: – комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи); – адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива; – соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; – наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; – четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность; – наличие благоприятной психологической атмосферы; – активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); – полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами. Разработка структуры занятия План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей последовательности: Формулировка цели и задач занятия. Выбор модели структуры занятия. Выделение смысловых блоков. Формулировка познавательных задач к каждому блоку. Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная). Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач. Внесение необходимых корректив. Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией: Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся. Руководство и управление познавательной деятельностью всех обучающихся. Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной. Систематическая обратная связь. Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия. То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели. Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. |