Общие требования к учебному кабинету в УДО
- Подробности
-
Категория: Uncategorised
Методические рекомендации для руководителей и педагогов
ОБ Щ И Е Т Р Е Б О В А Н И Я
К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
- Учебный кабинет в Доме детского творчества - специализированный кабинет для занятий с детьми (как теоретических, так и практических)
- Настоящие Требования разработаны в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режим работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
- Данные Требования являются обязательными для исполнения при организации образовательного процесса в учреждении
- Настоящие Требования составлены с учетом направленности образовательных программ
Требования к помещению
- Оптимальный набор мебели и оборудования. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для детей.
- Расстановка мебели должна обеспечивать оптимальную ширину проходов (не менее 60см)
- Учащимся с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места рядом с окном, где освещенность создаётся естественным светом.
- Светильники, а так же световые проёмы не должны отражаться на экранах мониторов ПЭВМ
- Слесарные и комбинированные верстаки располагаются перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении
- Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели
- В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов – бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, следует использовать светлые, теплые тона – бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый.
- Оформление кабинета производится с соблюдением эстетических требований, согласно профилю обучения, направленности образовательных программ. Обязательно наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
Стенды содержат:
- рекомендации для учащихся, родителей
- материалы, используемые в учебном процессе;
- правила техники безопасности и поведения в кабинете
- Минимальная площадь помещений для организации занятий принимается из расчета площади на 1 занимающегося (табл.1)
Вид деятельности |
Площадь на одного ребенка |
Прикладное искусство и композиция |
4,5 кв. м |
Художественное творчество |
4, 0 кв. м. |
музыка:
- индивидуальные занятия
- групповые занятия
|
12 кв. м
2 кв. м
|
хореография |
3, 0 кв. м |
судомоделирование |
4, 8 кв. м |
авиамоделирование |
4, 8 кв. м |
эколого-биологическое направление
- теоретические занятия
- практические занятия
|
2-4 кв. м
в зависимости от занимаемой площади животными, растениями и т.п.
|
театральное направление
- комната исполнителей
- помещение для драмкружка
|
2,5 кв. м и более
4,5 кв. м и более
|
Требования к естественному и искусственном
освещению кабинета
- Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
- Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока справа и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы
- При выполнении зрительных работ I-IV разрядов (мелкие работы, требующие зрительного напряжения) следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее)
- Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в кабинете равна 40-48 Вт/кв.м
4. Требования к воздушно-тепловому режиму учебного кабинета
- В помещениях для занятий детей относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.
- Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.
- Температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 2
Основные помещения |
Температура воздуха |
кабинет для занятий |
20-22 С |
мастерские, кружки технического моделирования |
17-20 С |
кабинет для музыкальных занятий, |
20 – 22 С |
кабинет для занятий художественным творчеством |
20 – 22 С |
хореографические класс |
17 – 20 С |
- Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться: во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня (не рекомендуется заклеивать на зиму все окна, должна быть возможность осуществления «сквозного» проветривания).
Требования к санитарному состоянию кабинета
- В кабинете производится ежедневная, влажная уборка с использованием соды, мыла, синтетических и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования
- Один раз в месяц необходимо производить генеральную уборку
- Окна и оконные проемы моют не менее трёх раз в год (весна, лето, осень)
Техника безопасности в кабинете
- Необходимое электрооборудование должно содержаться в исправном состоянии:
- электрическая изоляция (электрошнуры, электропроводка и т.п.)
- розетки и выключатели прочно закреплены и не имеют механические повреждения
- Подводка электрического напряжения к столам учащихся и педагога (в кабинетах технического творчества, швейного дела, в компьютерном классе и т.п.) должна быть стационарной и скрытой
- Потолочные светильники должны быть оборудованы колпаками
- Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин
- Мебель и оборудование должно содержаться в исправном состоянии (ножки столов и стульев, дверки шкафов, полки, хореографические станки, гардины и т.п.)
- Инструменты, средства обучения должны иметь специально отведенные и оборудованные места
Учебно-методическое обеспечение кабинета
- учебное оборудование
- учебно-методический комплекс:
- методическая литература
- книги для учителя
- книги для учащихся (книги по профилю, познавательный, развивающий материал)
- дидактический материал (наглядные пособия, раздаточный материал и пр.)
- материал для отслеживания промежуточного и конечного результата освоения программ (тесты, контрольные задания, экзаменационный материал и т.п.)
- методический материал для организации воспитательного процесса (сценарии мероприятий, сборники материалов для бесед и т.п.)
- авторские методические разработки
- рабочие документы (программа, планы, анализ работы, журнал кружковой работы, результаты диагностики, результативность образовательного процесса и т.п.)
- стенды: информационные (по технике безопасности, по пропаганде здорового образа жизни, учебная информация, информация из жизни коллектива и т.п.); выставочные
Используемая литература
- «Санитарно-эпидемиологические требованиями к учреждениям дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
- Новый Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации № 273 – ФЗ (с 1 сентября 2013 г.)
- Инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности