Проектная и исследовательская деятельность в учреждении ДО

Методический семинар - практикум

«Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования»

Декабрь 2024

Цель: изучение основ организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в условиях дополнительного образования .

Задачи:

  1. Проанализировать степень методической компетентности ПДО к внедрению в образовательную деятельность Учреждения инновационных практик.
  2. Изучить понятия: учебно - исследовательская деятельность, проектно исследовательская деятельность, проект, исследование.
  3. Освоить алгоритм организации проектно – исследовательской деятельности через выполнение командных практических заданий.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, листы с заданиями, ручки. Фломастеры.

  1. Теоретическая часть.
    1. 1.Анализ диагностики по выявлению уровня методической компетентности педагогов в инновационной деятельности.
    2. 2.Основы организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.
  2. Практическая часть.
    1. 1.Составление алгоритма организации проектно – исследовательской деятельности учащихся.
    2. 2.Презентация командами составленных алгоритмов.

Ход проведения:

Анализ диагностики по выявлению уровня методической компетентности педагогов в инновационной деятельности.

Цель: определение степени методической компетенции педагогов для осуществления инновационной деятельности, востребованности внедрения в образовательную деятельность инновационных практик.

Продиагностировано 10 педагогов

Вывод:

1.Основная часть педагогов показала готовность к внедрению в образовательную деятельность инновационных практик.

2.Организовать практики по обмену опытом педагогов по внедрению в образовательную деятельность инноваций.

Основы организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.

В соответствии с современными требованиями к дополнительному образованию особое внимание уделяется применению педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыков самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсальных умений, ставить и решать задачи для разрешения проблем, возникающих не только при обучении, профессиональном самоопределении, но и в повседневной жизни.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно – исследовательская деятельность.

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия: научно – исследовательская деятельность, учебно – исследовательская деятельность, проектно – исследовательская деятельность.

Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно – исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение, развитие у учащихся исследовательского типа мышления.

Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативы, адаптивности к современным условиям жизни.

     В проектно – исследовательской деятельности проект рассматривается как какой – либо замысел или план, а исследование становиться процессом выработки новых знаний и одним из видов познавательной деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценки реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Формы организации проектно – исследовательской деятельности:

индивидуальная;

групповая;

коллективная.

Учреждение дополнительного образования уникально тем, что учащиеся могут реализовать как свой индивидуальный проект, так и раскрыть свои таланты в групповом или коллективном проекте. Здесь педагогу дополнительного образования важно вовремя помочь ребенку поверить в свои силы.

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, поэтому правильно организованная проектно – исследовательская деятельность станет отличным вспомогательным инструментом для совершенствования личных качеств, умений и навыков учащихся, развития интереса к различным видам проектов, которые включают:

  • Исследовательские проекты – по своей структуре напоминают научные исследования и предполагают выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, результатами которого становятся: обсуждение, формирование и оформление выводов;
  • Творческие проекты – различны по своей структуре, в зависимости от вида деятельности, которой занимается ребенок. При этом результат проекта зависит от жанровой составляющей конечного результата (выпуск газеты, постановка спектакля, создание видеофильма, концерта, организация праздника и др.);
  • Игровые проекты, где ведущим видом при организации проектно – исследовательской деятельности учащихся становится ролевая игра, с обозначением проблемы и цели, с примерным перечнем результатов по обозначенным задачам игры (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием, где могут стать литературными персонажами, или выдуманными героями, имитирующими социальные и деловые отношения в придуманных ситуациях);
  • Информационные проекты – учат детей анализировать и синтезировать полученную информацию (анализ литературных интернет источников по изучаемой проблеме);
  • Практико – ориентированные проекты, результатом которых может стать изделие (поделка), которое удовлетворяет конкретную потребность учащегося.

Алгоритм организации проектно – исследовательской деятельности учащихся:

  • Выбор темы
  • Постановка проблемы, выработка гипотез
  • Определение цели и задач по решению обозначенных проблем
  • Определение предварительных результатов
  • Исследование: сбор материала, работа в объединениях (музеях, библиотеках, мастерских по изучаемой проблеме)
  • Консультации индивидуальная работа педагога с учащимися
  • Обобщение и формулировка выводов (классификация и систематизация)
  • Оформление и презентация учащимися выполненных исследований
  • Рефлексия

В результате правильно организованной проектно исследовательской деятельности учащиеся:

  • Расширят кругозор по интересующей теме, систематизируют исходные представления по обозначенным проблемам
  • Овладеют основами практико – ориентированных знаний в различных областях деятельности
  • Приобретут опыт эмоционально – окрашенного, личностного отношения к культуре взаимоотношений и поведения в различных ситуациях
  • Познакомятся с различными способами взаимодействия. Освоят навыки наблюдения и проведения опытов, научатся видеть и понимать некоторые причинно – следственные связи в окружающем мире.

Практическая часть

Составление алгоритма организации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Педагогам предлагается разделиться на группы и в соответствии с темой «Семья», «Воспитание», «Здоровье» последовательно выполняя задания, составить алгоритм организации проектно – исследовательской деятельности учащихся.

     Задание 1. Выделите (подчеркните) вид проектно – исследовательской деятельности, которая будет использоваться в вашей практике:

  • Исследовательский проект
  • Творческий проект
  • Игровой проект (ролевая игра)
  • Информационный проект
  • Практико – ориентированный проект

Задание 2. Обозначьте не менее пяти тем названия проектов например: «Семейные ценности», «Уроки воспитания в моей семье» «Культура традиций», «Мое здоровье», «Мама, папа и я – здоровая семья», «Подарок для мамочки».

Тема 1_______________________________________________________

     Тема 2_______________________________________________________

     Тема 3_______________________________________________________

     Тема 4_______________________________________________________

     Тема 5_______________________________________________________

                                        

       Задание 3. Определите темы исследований, которые учащиеся смогут провести по одной из тем

Название проекта__________________________________________________

Исследование 1_____________________________________________________

Исследование 2_____________________________________________________

Исследование 3_____________________________________________________

Исследование 4_____________________________________________________

Исследование 5_____________________________________________________

     Задание 4. Пропишите механизм, краткий план организации проектно – исследовательской деятельности (последовательный набор действий по реализации проектов, что и в каком порядке, в какие сроки они будут реализоваться.

  • Подготовительный этап (мероприятия по подготовке, сроки)_____________________________________________________________________________________________________________________
  • Основной этап (перечень основных мероприятий, сроки)_____________________________________________________________________________________________________________________
  • Заключительный этап (подведение итогов, аналитика, обмен опытом, сроки)_____________________________________________________________________________________________________________________
  • Задание 5. Опишите краткие результаты проектно – исследовательской деятельности (например 30 учащихся приняли участие в олимпиадах, соревнованиях, 20 человек привлечены для организации праздника, 5 мастер – классов проведено по темам, 30 сувениров подготовлено к дню пожилого человека, 40 человек стали участниками мастер – класов, 5 информационных заметок опубликовано в СМИ и т.д.)

Презентация командами составленных алгоритмов

         Каждая группа озвучивает алгоритм и отвечает на уточняющие вопросы других педагогов.

Рефлексия

Педагогам предлагается заполнить и озвучить карточки с вопросами:

  • Применимы ли представленные алгоритмы для организации проектно – исследовательской деятельности учащихся?_______________________
  • Возможна ли организация взаимодействия учащегося, педагога и родителей в проектно – исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования?__________________________________
  • Насколько целесообразна и эффективна организация проектно – исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования?_________________________________________________

Презентация по теме, представлена по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/wQ3KMN1_5MFsHA

Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru