Проектная и исследовательская деятельность в учреждении ДОМетодический семинар - практикум «Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования» Декабрь 2024 Цель: изучение основ организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в условиях дополнительного образования . Задачи:
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, листы с заданиями, ручки. Фломастеры.
Ход проведения: Анализ диагностики по выявлению уровня методической компетентности педагогов в инновационной деятельности. Цель: определение степени методической компетенции педагогов для осуществления инновационной деятельности, востребованности внедрения в образовательную деятельность инновационных практик. Продиагностировано 10 педагогов Вывод: 1.Основная часть педагогов показала готовность к внедрению в образовательную деятельность инновационных практик. 2.Организовать практики по обмену опытом педагогов по внедрению в образовательную деятельность инноваций. Основы организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. В соответствии с современными требованиями к дополнительному образованию особое внимание уделяется применению педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыков самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсальных умений, ставить и решать задачи для разрешения проблем, возникающих не только при обучении, профессиональном самоопределении, но и в повседневной жизни. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно – исследовательская деятельность. Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия: научно – исследовательская деятельность, учебно – исследовательская деятельность, проектно – исследовательская деятельность. Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно – исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение, развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативы, адаптивности к современным условиям жизни. В проектно – исследовательской деятельности проект рассматривается как какой – либо замысел или план, а исследование становиться процессом выработки новых знаний и одним из видов познавательной деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценки реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Формы организации проектно – исследовательской деятельности: индивидуальная; групповая; коллективная. Учреждение дополнительного образования уникально тем, что учащиеся могут реализовать как свой индивидуальный проект, так и раскрыть свои таланты в групповом или коллективном проекте. Здесь педагогу дополнительного образования важно вовремя помочь ребенку поверить в свои силы. Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, поэтому правильно организованная проектно – исследовательская деятельность станет отличным вспомогательным инструментом для совершенствования личных качеств, умений и навыков учащихся, развития интереса к различным видам проектов, которые включают:
Алгоритм организации проектно – исследовательской деятельности учащихся:
В результате правильно организованной проектно исследовательской деятельности учащиеся:
Практическая часть Составление алгоритма организации проектно – исследовательской деятельности учащихся Педагогам предлагается разделиться на группы и в соответствии с темой «Семья», «Воспитание», «Здоровье» последовательно выполняя задания, составить алгоритм организации проектно – исследовательской деятельности учащихся. Задание 1. Выделите (подчеркните) вид проектно – исследовательской деятельности, которая будет использоваться в вашей практике:
Задание 2. Обозначьте не менее пяти тем названия проектов например: «Семейные ценности», «Уроки воспитания в моей семье» «Культура традиций», «Мое здоровье», «Мама, папа и я – здоровая семья», «Подарок для мамочки». Тема 1_______________________________________________________ Тема 2_______________________________________________________ Тема 3_______________________________________________________ Тема 4_______________________________________________________ Тема 5_______________________________________________________
Задание 3. Определите темы исследований, которые учащиеся смогут провести по одной из тем Название проекта__________________________________________________ Исследование 1_____________________________________________________ Исследование 2_____________________________________________________ Исследование 3_____________________________________________________ Исследование 4_____________________________________________________ Исследование 5_____________________________________________________ Задание 4. Пропишите механизм, краткий план организации проектно – исследовательской деятельности (последовательный набор действий по реализации проектов, что и в каком порядке, в какие сроки они будут реализоваться.
Презентация командами составленных алгоритмов Каждая группа озвучивает алгоритм и отвечает на уточняющие вопросы других педагогов. Рефлексия Педагогам предлагается заполнить и озвучить карточки с вопросами:
Презентация по теме, представлена по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/wQ3KMN1_5MFsHA |