Министерство Просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
Методические рекомендации
«Обобщение эффективного
педагогического опыта в образовательных организациях
дополнительного образования детей»
Cоставитель:
Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.
г. Байкальск
2023 г
Введение
Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может
развивать, воспитывать и образовывать
других тот, кто не является сам
развитым, воспитанным и образованным.
А. Дистервег
Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности образовательных организаций, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность профессиональной компетентности педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяем основные пути развития его профессиональной компетентности:
работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (внутри образовательной организации, муниципального и краевого уровней);
инновационная деятельность педагога;
участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
аттестация педагогов, повышение квалификации;
развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до истинного творца – автора собственной методической системы.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего собственного опыта, если он эффективен и приносит высокие результаты.
Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовленностью работников образования к этой деятельности.
Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.
Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрезвычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем эффективного педагогического опыта как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы педагога приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.
Основными признаками эффективного педагогического опыта являются:
- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;
- наличие элементов новизны;
- устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах;
-эффективность педагогического опыта определяется по конечным результатам деятельности педагога.
К.Д.Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям, к условиям образовательной организации. Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.
Этапы работы методической службы образовательной организации по проблеме педагогического опыта:
Выявление – Изучение – Обобщение – Распространение
От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание.
Этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий:
выявление адреса эффективного педагогического опыта;
выявление сущности этого опыта.
Источниками информации об авторах эффективного педагогического опыта могут быть:
результаты мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательных программ;
результаты анализа занятий педагога в ОО;
информация руководителей ОО о педагогах, работающих в инновационном режиме;
заявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приёмах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты деятельности обучающихся;
анализ результатов краевых конкурсных мероприятий;
конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических идей; конференции; семинары; результаты методической недели по определенному направлению; другие формы педагогического общения, в результате которых педагог показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность;
мнение коллег, посетивших уроки педагога;
опросы детей и родителей;
рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ХК ИРО или других обучающих организациях системы повышения квалификации;
другие источники информации.
Изучению и обобщению могут подлежать:
целостная система педагогической деятельности (от 1 года до 5 лет)
(эффективно при подготовке к аттестации на первую и высшую квалификационные категории);
система работы педагога по какой-либо одной проблеме (в течение одного учебного года);
использование одного эффективного приёма (время изучения определяет сам педагог);
опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, метод проектов);
любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе, приносящие положительный результат: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и др.
Основанием для внесения в план работы образовательной организации изучения и обобщения педагогического опыта будет являться его востребованность (потребность педагогов в данном опыте) и результативность.
В организации работы по изучению и обобщению опыта выделяют три последовательных этапа.
1. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагогов дает возможность представить картину педагогического опыта, его уровень и специфику в данном педагогическом коллективе. Это позволяет сделать работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В перспективный план развития ОО ДОД следует включить график изучения и обобщения опыта, определить педагогов, чей опыт будет обобщаться в течение года.
При анализе практики педагогов ставится главная цель — выявлять связь между деятельностью педагога и результатами его труда.
2. Эффективный педагогический опыт открывается, прежде всего, при посещении и анализе занятий педагога. Задача методиста — помочь педагогу понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь вскрыть причинно-следственные связи, которые ведут к высоким результатам деятельности; вместе с педагогом найти закономерности удачного занятия.
Обобщение эффективного педагогического опыта предполагает включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта.
Однако для педагога это слишком сложная задача, так как анализ и обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать педагога в процесс изучения своего педагогического опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе.
Например, при посещении занятий педагога методист заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает педагогу рассказать об этом на заседании методического объединения, на инструктивно-методическом совещании. Как правило, это не вызывает затруднений у педагога. Далее можно предложить ему рассказать о системе его работы на семинаре внутри образовательного учреждения (структурного подразделения), затем - на заседании научно-методического или педагогического совета, к которому уже надо подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, педагог, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с обучающимися: за счет чего получен высокий результат?
Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать их методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта. В первую очередь необходимо сформировать у педагога умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:
- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;
- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;
- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;
- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.
Руководитель и методист, вовлекая педагога в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, оказывают ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство педагога рождается в контакте с методистом любого уровня: внутри организации, муниципального, краевого. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем.
3. Формирование эффективного педагогического опыта связано с творческими исканиями педагога, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса.
Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает педагог. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками учащихся, разрешается поиском форм, методов, средств, целостной системы работы по развитию культуры учебного труда обучающихся. Или противоречие между положениями программы, предлагаемыми всем детям, и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентированной технологии развивающего обучения.
Выявить противоречие, движущее развитие педагогического процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей, методистов и коллег, обобщающих опыт.
Наиболее распространенными являются два вида обобщения педагогического опыта:
рассказ,
описание.
Структура рассказа об опыте работы учителя
Целесообразна следующая структура рассказа:
освещение достигнутых результатов (в начале рассказа указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по иск новых методов, приемов, подходов в педагогической деятельности);
замысел педагога и пути его реализации;
условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов;
организационно-методическая система работы педагога (средства, методы, приемы, организационные формы);
что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;
какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт;
сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта);
границы использования опыта и рекомендации по его использованию (адресная направленность опыта).
Наибольшее затруднение у методистов вызывает описание педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению.
Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. При этом раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию данного опыта работы.
При описании опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:
1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.
2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.
3. Анализ результативности освоения учащимися дополнительной программы, уровня роста их личностных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.
4. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной образовательной организации (структурного подразделения). Что можно рекомендовать использовать другим педагогам дополнительного образования.
5. Используемая литература.
6. Приложения: конспекты занятий, воспитательных мероприятий, образцы дидактических и методических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.
Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения опыта и характера его автора. Это могут быть:
мастер-классы;
педагогические советы;
конкурсы профессионального мастерства;
фестивали педагогического опыта;
выставки «Педагогическое творчество. Педагогический опыт.
Педагогическое новаторство»;
школа педагогического мастерства;
творческий семинар;
курсы повышения квалификации;
коллективная подготовка и издание информационно-методических сборников, альманахов, методических пособий и др.;
Распространение эффективного передового опыта может осуществляться
внутри образовательного учреждения;
на муниципальном уровне;
на краевом;
региональном;
всероссийском.
Таким образом, выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы педагогической деятельности, применять их на практике и делиться опытом с коллегами на разных уровнях, сделать его достоянием многих.
А методист сегодня – это не администратор, не представитель власти в организации, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение и видеть необходимость и результативность своего труда.
Исходя из вышесказанного, задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом:
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию.