Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Методические рекомендации
«Планирование, подготовка и проведение учебных занятий
в учреждении дополнительного образования»
Дополнительное образование – особая образовательная сфера с целевым приоритетом развития личностных ориентаций, позволяющая:
Специфика образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования определяется тем, что возрастные рамки сдвинуты, т.е. в отличие от школы в группах могут заниматься дети в разных возрастов; учитываются интересы детей, обучение направлено на развитие, а не оценку знаний. С учетом этого составляются образовательные программы, отличающиеся от школьных базовых своей гибкостью и вариативностью. Реализация образовательных программ проходит посредством практических и теоретических занятий.
Ведущими формами организации процесса обучения при этом является занятие, структура и модификация которого могут изменяться в зависимости от задач и методов учебной работы, например: занятие – игра, занятие – конференция, практикум, диалог и т.д.
При организации занятия педагог должен учитывать с п е ц и ф и к у дополнительного образования, и н д и в и д у а л ь н ы е и л и ч н о с т н ы е особенности развития детей.
Данные методические рекомендации позволяют педагогам более э ф ф е к т и в н о спланировать и проанализировать занятие.
Занятие – это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка. Занятие не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в объединении. А для этого надо, чтобы занятие не было связано с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Урок должен быть предан, прежде всего, не законом формальной дидактики, а детям. В центр его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него, существует для него.
Педагог – не передатчик знаний и информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к своему предмету, при этом давая ребенку способы понимания целостной картины мира.
Современное занятие стало более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, и сегодня стоит вопрос о построении взаимоотношений между педагогом и ребенком на основе понимания его потребностей, толерантности (терпимости), что должно развить в ребенке веру в себя и раскрыть свой потенциал.
Формы учебных занятий в детских объединениях
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным обучающимся. Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы и теоретическую и практическую подготовку детей.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Дошкольный и младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами | Лекция | Проблемная лекция |
Сказка | Учебная игра | Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра | Творческий проект |
Практические занятия (лабораторная работа) |
Игра-путешествие | Конкурс (КВН) | Семинар |
Игра-имитация | Заочная экскурсия | Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. | Тематические задания по подгруппам | Групповая консультация |
Защита творческой работы | ||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Технология подготовки занятия
- обучающей;
- развивающей;
- воспитывающей.
Типы занятий
- комбинированные;
- занятия изложения нового материала;
- занятия закрепления изученного материала;
- занятия корректировки и проверки ЗУН;
- занятия проверки знаний и умений.
В зависимости от типа занятия ставится цель.
ЦЕЛЬ – это предвосхищенный результат, если результат и цель совпали – это идеальное занятие, при несовпадении, это должно быть дано объяснение педагогом, дающим занятие.
Комплексное планирование
задач учебного занятия
(по М. Поташнику)
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.
или
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)
или
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
2. Развивающие задачи
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,
или
- создать условия для развития...
или
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка
или
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),
или
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи
(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи
(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)
Возраст | Действие | Качества |
младший школьный возраст | воспитывать |
Любовь к малой родине: ● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу |
Доброжелательное отношение к окружающим: ●соблюдение правил этикета, ●доброжелательность, ● дружелюбие, ●готовность сотрудничать, ●вежливость |
||
Умение заботиться: ●доброту, ●искренность, ●чуткость, ●общительность, ●стремление помочь, ●отзывчивость |
||
формировать | Положительную самооценку | |
Потребность в самоорганизации: ●аккуратность, ●бережливость, ●трудолюбие, ●сдержанность, ●основы самоконтроля, ●скромность, ●самостоятельность, ●умение доводить начатое дело до конца, ●настойчивость, ●выдержку |
||
Потребность в здоровом образе жизни: ●умение видеть прекрасное, ●гигиенические знания и умения, ●оптимизм, ●доброжелательное отношение к труду, ●культура труда. |
||
Подростки | Воспитывать |
Гражданские качества личности: ●интерес к общественной жизни, ● стремление помогать , ● патриотизм, ● активную жизненную позицию, ● критичность, ● оптимизм, ● общественную активность, ● чувство долга, ● предприимчивость |
Формировать |
Положительную «Я-концепцию»: ● умение аргументировать свою позицию, ● положительную самооценку, ● самокритичность, ● оптимизм, ● уверенность в себе, ● лидерские качества, ● умение сопереживать |
|
Потребность в саморегуляции: ● ответственность, ● самоконтроль, ●рассудительность, ● тактичность, ● терпимость, ●самостоятельность, ● умение адаптироваться к новым условиям, ● умение прогнозировать собственную деятельность, ● умение организовать свою деятельность и анализировать её |
||
Потребность в здоровом образе жизни: ● разнообразие интересов, ● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе |
||
старшеклассники | формировать |
Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: ● уважительное отношение к людям, ● общественную активность, ● интерес к культуре и истории России, ● стремление принести пользу обществу, ● понимание личного и общественного значения труда, ● осознание личной и общественной значимости образования (знаний), ● потребность к самопознанию, ● умение ставить цели и реализовывать их, ● осознание значимости результата |
Потребность в общении в контексте культуры: ●умение идти на компромисс, ● тактичность, ● терпимость, ●толерантность, ●умение доказать свою точку зрения, ●умение выходить из конфликтных ситуаций, ● знание этики семейных отношений, ● умение организовать культурный досуг |
||
способствовать |
Личностному и профессиональному самоопределению: ● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), ● самовоспитанию, ● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, ● формированию профессионально важных качеств личности, ● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников |
Развивающие задачи
(направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)
Возраст воспитанников | Примеры формулировки развивающих задач |
Младший школьный возраст |
● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес, ● развивать эмоциональную сферу, ● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?), ● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах, ● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, ● развивать эстетические чувства |
Подростки |
● развивать самосознание, ● развивать интерес к познавательной деятельности, ● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться, ● развивать творческие способности, ● формировать способы социального взаимодействия, ● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе |
Старшеклассники |
● развивать познавательные и профессиональные интересы, ● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, ● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков), ● развивать самосознание, ● развивать творческие способности |
Общие требования к постановке задач занятия:
● задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,
●задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,
●задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,
●задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,
● формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),
●задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),
● в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Их вариативность и содержание зависит от типа занятия, этапа обучения.
Когда мы говорим об этапах занятия – это «внешняя оболочка» занятия, а теперь уделим внимание, «внутреннему содержанию».
Первые 10 – 15 минут занятия необходимо отвести на выполнение ряда организационных действий:
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Очень важным этапом занятия является «мобилизующее начало». Кроме мобилизующего начала могут быть «мобилизующие моменты» занятия (середина, конец занятия).
«Мобилизующее начало» должно предвосхищать тему занятия, если по «мобилизующему началу» мы сможем назвать тему занятия – это здорово!
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
Педагог долен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технических правил приемов работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди обучающихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнении практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
Очень важным при выполнении практической работы являются следующие правила:
ü доведение каждой начатой работы до конца;
ü обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
ü поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в дополнительном образовании детей:
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:
Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
Подготовка к проведению выездного занятия
Предварительная подготовка к занятия включает:
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
Методика планирования учебного занятия
План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и предоставить комиссии (жюри, коллегам) его план.
Общая структура плана занятия
Требования к концепции занятия:
Требования к прогнозируемым результатам: занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.
Литература