Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Uncategorised

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

 

Методические рекомендации

«Обобщение эффективного

педагогического опыта в образовательных организациях

дополнительного образования детей»

              

                                                                                            Cоставитель:

                                                                                                                                                             Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.

г. Байкальск

2023 г

 

 

Введение                                                           

                                                                            Как никто не может дать другому того,

                                                                 чего не имеет сам, так не может

                                                                             развивать, воспитывать и образовывать

                                                               других тот, кто не является сам

                                                                            развитым, воспитанным и образованным.

А. Дистервег

Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности образовательных организаций, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность профессиональной компетентности педагога.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяем основные пути развития его профессиональной компетентности:

 работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (внутри образовательной организации, муниципального и краевого уровней);

 инновационная деятельность педагога;

 участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.;

 обобщение и распространение собственного педагогического опыта;

 аттестация педагогов, повышение квалификации;

 развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до истинного творца – автора собственной методической системы.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего собственного опыта, если он эффективен и приносит высокие результаты.

Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовленностью работников образования к этой деятельности.

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрезвычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем эффективного педагогического опыта как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы педагога приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.

Основными признаками эффективного педагогического опыта являются:

- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;

- наличие элементов новизны;

- устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах;

-эффективность педагогического опыта определяется по конечным результатам деятельности педагога.

К.Д.Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям, к условиям образовательной организации. Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.

Этапы работы методической службы образовательной организации по проблеме педагогического опыта:

Выявление – Изучение – Обобщение – Распространение

От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание.

Этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий:

 выявление адреса эффективного педагогического опыта;

 выявление сущности этого опыта.

Источниками информации об авторах эффективного педагогического опыта могут быть:

 результаты мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательных программ;

 результаты анализа занятий педагога в ОО;

 информация руководителей ОО о педагогах, работающих в инновационном режиме;

 заявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приёмах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты деятельности обучающихся;

 анализ результатов краевых конкурсных мероприятий;

 конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических идей; конференции; семинары; результаты методической недели по определенному направлению; другие формы педагогического общения, в результате которых педагог показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность;

 мнение коллег, посетивших уроки педагога;

 опросы детей и родителей;

 рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ХК ИРО или других обучающих организациях системы повышения квалификации;

 другие источники информации.

Изучению и обобщению могут подлежать:

 целостная система педагогической деятельности (от 1 года до 5 лет)

(эффективно при подготовке к аттестации на первую и высшую квалификационные категории);

 система работы педагога по какой-либо одной проблеме (в течение одного учебного года);

 использование одного эффективного приёма (время изучения определяет сам педагог);

 опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, метод проектов);

 любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе, приносящие положительный результат: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и др.

Основанием для внесения в план работы образовательной организации изучения и обобщения педагогического опыта будет являться его востребованность (потребность педагогов в данном опыте) и результативность.

В организации работы по изучению и обобщению опыта выделяют три последовательных этапа.

1. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагогов дает возможность представить картину педагогического опыта, его уровень и специфику в данном педагогическом коллективе. Это позволяет сделать работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В перспективный план развития ОО ДОД следует включить график изучения и обобщения опыта, определить педагогов, чей опыт будет обобщаться в течение года.

При анализе практики педагогов ставится главная цель — выявлять связь между деятельностью педагога и результатами его труда.

2. Эффективный педагогический опыт открывается, прежде всего, при посещении и анализе занятий педагога. Задача методиста — помочь педагогу понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь вскрыть причинно-следственные связи, которые ведут к высоким результатам деятельности; вместе с педагогом найти закономерности удачного занятия.

Обобщение эффективного педагогического опыта предполагает включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта.

Однако для педагога это слишком сложная задача, так как анализ и обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать педагога в процесс изучения своего педагогического опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе.

Например, при посещении занятий педагога методист заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает педагогу рассказать об этом на заседании методического объединения, на инструктивно-методическом совещании. Как правило, это не вызывает затруднений у педагога. Далее можно предложить ему рассказать о системе его работы на семинаре внутри образовательного учреждения (структурного подразделения), затем - на заседании научно-методического или педагогического совета, к которому уже надо подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, педагог, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с обучающимися: за счет чего получен высокий результат?

Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать их методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта. В первую очередь необходимо сформировать у педагога умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:

- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;

- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;

- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;

- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.

Руководитель и методист, вовлекая педагога в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, оказывают ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство педагога рождается в контакте с методистом любого уровня: внутри организации, муниципального, краевого. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем.

3. Формирование эффективного педагогического опыта связано с творческими исканиями педагога, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса.

Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает педагог. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками учащихся, разрешается поиском форм, методов, средств, целостной системы работы по развитию культуры учебного труда обучающихся. Или противоречие между положениями программы, предлагаемыми всем детям, и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентированной технологии развивающего обучения.

Выявить противоречие, движущее развитие педагогического процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей, методистов и коллег, обобщающих опыт.

Наиболее распространенными являются два вида обобщения педагогического опыта:

 рассказ,

 описание.

Структура рассказа об опыте работы учителя

Целесообразна следующая структура рассказа:

 освещение достигнутых результатов (в начале рассказа указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по иск новых методов, приемов, подходов в педагогической деятельности);

 замысел педагога и пути его реализации;

 условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов;

 организационно-методическая система работы педагога (средства, методы, приемы, организационные формы);

 что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;

 какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт;

 сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта);

 границы использования опыта и рекомендации по его использованию (адресная направленность опыта).

Наибольшее затруднение у методистов вызывает описание педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению.

Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. При этом раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию данного опыта работы.

При описании опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:

1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.

2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.

3. Анализ результативности освоения учащимися дополнительной программы, уровня роста их личностных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.

4. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной образовательной организации (структурного подразделения). Что можно рекомендовать использовать другим педагогам дополнительного образования.

5. Используемая литература.

6. Приложения: конспекты занятий, воспитательных мероприятий, образцы дидактических и методических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.

Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения опыта и характера его автора. Это могут быть:

 мастер-классы;

 педагогические советы;

 конкурсы профессионального мастерства;

 фестивали педагогического опыта;

 выставки «Педагогическое творчество. Педагогический опыт.

Педагогическое новаторство»;

 школа педагогического мастерства;

 творческий семинар;

 курсы повышения квалификации;

 коллективная подготовка и издание информационно-методических сборников, альманахов, методических пособий и др.;

Распространение эффективного передового опыта может осуществляться

 внутри образовательного учреждения;

 на муниципальном уровне;

 на краевом;

 региональном;

 всероссийском.

Таким образом, выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы педагогической деятельности, применять их на практике и делиться опытом с коллегами на разных уровнях, сделать его достоянием многих.

А методист сегодня – это не администратор, не представитель власти в организации, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение и видеть необходимость и результативность своего труда.

Исходя из вышесказанного, задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом:

- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;

- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию.

Наставничество как эффективное средство социализации

детей с ограниченными возможностями здоровья

в творческих объединениях МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска»

Внедрение технологии наставничества в организации дополнительного образования. Форма наставничества «Педагог – ученик (обучающийся)».

Вступление. Актуальность проблемы.

Внедрение наставничества в форме «Педагог – ученик (обучающийся)» актуально в деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества г. Байкальска», так как педагоги дополнительного образования общаются со своими воспитанниками в течение длительного периода времени, некоторые дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на 3-5 и более лет, таким образом педагоги участвуют в процессе формирования личности, в преодолении подросткового кризиса, в формировании жизненных ориентиров. Педагоги -наставники помогают адаптации обучающихся в новом коллективе, развивают мотивацию к обучению и творчеству, взаимодействуют с детьми в неформальной обстановке, не связанной с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.

Особенно важны отношения наставничества, когда ситуация касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать ещё и психологические барьеры.

Представляем вам практику наставничества «Педагог-Ученик обучающийся)» основанную на совместном опыте педагогов дополнительного образования Лыковой Л.Н. и Поповой И.А., которые занимались с одним и тем же обучающимся с ОВЗ на базе МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», посещающим творческое объединение «Вокальный» и объединение «Студия английского языка «АВС»».

Перед педагогами встал вопрос о необходимости организации совместных действий по адаптации и развитию ребенка, выработки единого подхода к общению и обучению данного ребенка.

Цель практики наставничества в дополнительном образовании:

адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе, раскрытие потенциала наставляемого.

Задачи работы наставников в дополнительном образовании:

- установление контакта с наставляемым;

− подготовка обучающегося с ОВЗ к самостоятельной, осознанной и продуктивной деятельности в коллективе;

− раскрытие личностного, творческого потенциала обучающегося с ОВЗ, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

− формирование у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах.

Ожидаемые результаты практики.

Обучающийся с ОВЗ сможет:

- улучшить психоэмоциональное состояние,

- самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других,

- участвовать в конкурсах,

- повысить познавательную мотивацию и желание продолжать обучение по дополнительным программам.

   Внедрение технологии наставничества.

Ежегодно принимая детей в творческие объединения, педагоги автоматически становятся наставниками своих обучаемых – как в учебной, образовательной деятельности, так и в сфере коммуникации.

Когда был объявлен набор в творческие объединения, в «Вокальный» и «Студию английского языка «АВС»» пришла мама с девочкой 10-летнего возраста, имеющей ограниченные возможности здоровья. В оба объединения девочка была принята на курс по основной общеразвивающей программе по настоянию мамы и по результатам собеседования. Девочка оказалась непростая – требующая дополнительного внимания и педагогической работы. Педагоги пришли к решению о совместной наставнической деятельности над ребенком с ОВЗ.

На подготовительном этапе был разработан план работы для выявления проблемных сторон и определения зон развития ребенка. В ходе встречи – знакомства, которая прошла в форме диагностической беседы – игры «По ступенькам «АВС»» в студии английского языка, и тест – анкетирование в объединении «Вокальный», были выявлены следующие проблемы:

  1. Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
    раздражительности, упрямству.
  2. Быстрая смена настроения: то чрезмерно веселая, то становятся раздражительная, плаксивая.
  3. Испытывает затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения, не может дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте.
  4. Боязнь громких звуков (музыка, речь).
  5. Боязнь большого скопления людей.

Была поставлена цель работы наставничества с ребенком с ОВЗ:

Сознательная реабилитация и развитие личности ребенка с ОВЗ, способной к творческой самореализации посредством освоения дополнительных общеразвивающих программ по вокалу и английскому языку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Установление контакта с подростком,
  2. Адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе,
  3. Раскрытие потенциала наставляемого,
  4. Подготовка к конкурсным и социально-значимым мероприятиям,
  5. Развитие кругозора, помощь в освоении дополнительной общеразвивающей программы.

Были выбраны различные формы работы:индивидуальное консультирование, работа в парах, группах, включение ребенка с ОВЗ в коллективную работу.

Применялись следующие методы работы наставников: наблюдение, беседа, анкетирование, личный пример, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, социально-психологическая профилактика.

Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы ребенком с ОВЗ педагоги встроили в программу специальные мероприятия и предусмотрели индивидуальные задания и упражнения, особенно на начальном этапе работы. В календарном тематическом плане намечались индивидуальные задания для ребенка с ОВЗ.

Педагоги составили индивидуальный календарный план работы с наставляемым, в котором особое место выделено для работы с родителями. Родители активно участвовали в подготовке к мероприятиям, конкурсам, внимательно прислушивались к рекомендациям педагогов.

Взаимодействие педагогов-наставников между собой было регулярным, проводился обмен информацией о наставляемом ежемесячно, в план работы вносились коррективы.

Обратной связью для мониторинга процесса наставничества служили беседы с родителями и педагогами общеобразовательной школы. Отмечались положительные изменения в поведении ребенка: уровень тревожности снизился, процесс общения со сверстниками стал легче, желание участвовать в мероприятиях, конкурсах, начали устанавливаться контакты в детском коллективе.

Показатели результативности

После обучения по дополнительным общеразвивающим программам «Вокальный» и «Студия английского языка «АВС»» и участия в программе наставничества, отмечается положительная динамика:

- улучшение образовательных результатов и позитивное отношение к занятиям;

- нормализация уровня тревожности; процесс общения со сверстниками стал легче;

- повышение уровня самооценки наставляемого;

- активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

- повышение уровня осведомленности о различных сферах жизни;

- полученные от наставников знания использует в других олимпиадах и конкурсах.

Данные о результативности

Участие в региональной онлайн олимпиаде по музыке «Покори музыкальный олимп».

Участие в муниципальном фестивале «Минута славы».

Участие в районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.

1 место в городском фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.

Грамота директора МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» за активную жизненную позицию и участие в муниципальных конкурсах и городских мероприятиях.

3 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Художественное слово».

2 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Изобразительное искусство».

Диплом за активное участие в муниципальном сетевом проекте «Территория творческого чтения».

Диплом 1 степени конкурса переводчиков «Английский язык – это интересно!» среди обучающихся 5-9 классов МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска».

Диплом участника городского конкурса рисунков, посвященный дню отца.

Педагогами Лыковой Л.Н. и Поповой И.А. собраны методические материалы для работы педагога наставника с ребенком с ОВЗ, а также подобраны упражнения и игры, которые можно использовать на занятиях.

Познакомиться и скачать материалы можно по ссылке:

https://yadi.sk/d/ldoDPSFNWYqqFw

Состав методических материалов:

  1. Алгоритм работы наставников.
  2. Анкета для родителей детей с ОВЗ.
  3. Диагностическая карта умений ребенка по английскому языку.
  4. Дневник наблюдения за ребенком с ОВЗ.
  5. Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
  6. Карта сравнительного мониторинга результатов обучения в группе по программе.
  7. План индивидуальной работы педагога с ребенком с ОВЗ.
  8. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
  9. Рекомендации при составлении программы по наставнической работе с обучающимися с ОВЗ.

Набор упражнений и игр включает:

  1. Игры для социализации
  2. Скороговорки на русском и английском языках.
  3. Тест - игра для определения уровня владения английским языком.
  4. Упражнения для дыхания по методике Стрельниковой
  5. Упражнения для развития речи
  6. Упражнения для тренировки дыхания
  7. Упражнения на координацию движений
  8. Физминутки на русском и английском языках.

При активном участии и практической помощи руководителя мультстудии «Нерпёнок» при ДК «Железнодорожник» Руских Т.Ю., педагогами был создан мультипликационный фильм о работе наставников. Посмотреть фильм можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/t_0Qhj8DSj6Z0A

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Программа реализации инновационного проекта

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

 

  1. Тема инновационного проекта (программы)

      «Развитие проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования на основе интеграции работы творческих объединений».

     II. Цель инновационного проекта (программы)

     Создание организационно-педагогических условий для развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования на основе 

     интеграции деятельности творческих объединений.

     III. Основная идея инновационного проекта (программы)

     Создание организационно-педагогических условий для развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования на основе 

     интеграции деятельности творческих объединений предполагает реализацию комплекса организационных, педагогических, методических мероприятий, позволяющих творческим 

     коллективам различной направленности («Туризм и краеведение», «Юный художник», «Мягкая игрушка», «Волшебная лоза») объединится для изучения флоры и фауны Южного

     Прибайкалья через проектную, исследовательскую деятельность.

    IV. Обоснование значимости для развития муниципальной системы образования (отразить какой национальный проект будет реализован в результате инновационной 

    деятельности:

    Повышение качества дополнительных образовательных услуг является одной из основных задач образования, которая в новых социально-экономических условиях в большей степени

    ориентирована на запросы обучающихся и их родителей. В учреждениях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному

    обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Сейчас остро стоит вопрос охвата детей дополнительным образованием. В рамках реализации

    регионального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в национальный проект «Образование», в Иркутской области к 2024 году до 80 % детей от 5 до 18 лет должно быть охвачено

    дополнительным образованием.Привлечь большую часть обучающихся к занятиям творчеством, туризмом и краеведением можно, предлагая что-то интересное и необычное в обучении.В

    нашем случае это изучение флоры и фауны Южного Прибайкалья через интеграцию работы творческих объединений.

      V. Критерии эффективности:

  1. Отбор лучших практик, методов и приемов работы по проектной и исследовательской деятельности на основе интеграции творческих объединений в условиях учреждения дополнительного образования, исходя из их действенности, результативности и практической значимости.
  2. Формирование у педагогов - участников инновационного проекта профессиональных компетенций в рамках реализуемых целей и задач через практико-ориентированный подход в организации деятельности творческих проектных групп;
  3. Формирование у педагогов - участников творческих проектных групп умений педагогического проектирования как результата совместной деятельности по разработке методических материалов;
  4. Обобщение и распространение полученного в ходе реализации инновационного проекта позитивного педагогического опыта путем представления на различных тематических профессиональных площадках, в рамках сетевых мероприятий, составление методического пособия или сборника методических материалов по теме инновационного проекта.

    VI. Сроки реализации инновационного проекта (программы)

2021-2024       гг.

    VII. Программа реализации:

 

Этапы работы Сроки реализации мероприятия Прогнозируемые результаты

I этап – подготовительный

Вторая половина 2021 года - первая половина 2022 года

- Изучение научной литературы и педагогического опыта по теме инновационного проекта;

- Определение участников в рамках реализации инновационного проекта;

- Создание рабочей группы по реализации проекта;

- Определение стратегии и тактики внедрения и реализации проекта;

- Поиск методических материалов, форм, методов и приёмов, необходимых для внедрения проекта;

- Составление перспективного плана работы;

- Входной мониторинг участников образовательной среды по теме инновационного проекта.

IIэтап - внедренческий

Вторая половина 2022 – вторая половина 2023 гг.

- Реализация инновационного проекта по плану работы МБУ ДО ДДТ г. Байкальска через проведение образовательных,   воспитательных, методических мероприятий;

- Разработка и оформление учебно-методической базы для обеспечения образовательной деятельности в рамках инновационного проекта;

- Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях выставках различных уровней;

- Привлечение сетевых и социальных партнёров в рамках реализации проекта;

- Организация и проведение сетевых мероприятий.

III этап - результативный

2024 год

- Итоговый мониторинг участников образовательной среды по результатам деятельности инновационного проекта;

- Обработка, интерпретация и анализ результатов внедрения инновационного проекта;

- Обобщение и распространение   позитивного педагогического опыта по теме инновационного проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы профессионального мастерства, семинары, научно-практические конференции; публикации);

- Создание банка методической продукции по результатам работы инновационной площадки (проекты, буклеты, видеоролики, сценарии, разработки, статьи и т. д);

- Итоговые мероприятия по результатам внедрения инновационного проекта: презентация туристических маршрутов, походов, проектов, организация выставок изобразительного и декоративно – прикладного творчества на различных площадках;

-Итоговый отчет по результатам внедрения инновационного проекта.

      VIII. Состав рабочей группы по реализации инновационного проекта (программы)

  1. Бычкова Есения Владимирона – методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
  2. Устюжанина Наталья Сергеевна – педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
  3. Шевелева Ирина Александровна - педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Байкальска.
  4. Должикова Татьяна Леонидовна - педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Байкальска.

Подкатегории