Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Министерство Просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
Методические рекомендации
«Обобщение эффективного
педагогического опыта в образовательных организациях
дополнительного образования детей»
Cоставитель:
Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.
г. Байкальск
2023 г
Введение
Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может
развивать, воспитывать и образовывать
других тот, кто не является сам
развитым, воспитанным и образованным.
А. Дистервег
Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности образовательных организаций, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность профессиональной компетентности педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяем основные пути развития его профессиональной компетентности:
работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (внутри образовательной организации, муниципального и краевого уровней);
инновационная деятельность педагога;
участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
аттестация педагогов, повышение квалификации;
развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до истинного творца – автора собственной методической системы.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего собственного опыта, если он эффективен и приносит высокие результаты.
Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовленностью работников образования к этой деятельности.
Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.
Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрезвычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем эффективного педагогического опыта как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы педагога приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.
Основными признаками эффективного педагогического опыта являются:
- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;
- наличие элементов новизны;
- устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах;
-эффективность педагогического опыта определяется по конечным результатам деятельности педагога.
К.Д.Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям, к условиям образовательной организации. Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.
Этапы работы методической службы образовательной организации по проблеме педагогического опыта:
Выявление – Изучение – Обобщение – Распространение
От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание.
Этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий:
выявление адреса эффективного педагогического опыта;
выявление сущности этого опыта.
Источниками информации об авторах эффективного педагогического опыта могут быть:
результаты мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательных программ;
результаты анализа занятий педагога в ОО;
информация руководителей ОО о педагогах, работающих в инновационном режиме;
заявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приёмах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты деятельности обучающихся;
анализ результатов краевых конкурсных мероприятий;
конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических идей; конференции; семинары; результаты методической недели по определенному направлению; другие формы педагогического общения, в результате которых педагог показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность;
мнение коллег, посетивших уроки педагога;
опросы детей и родителей;
рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ХК ИРО или других обучающих организациях системы повышения квалификации;
другие источники информации.
Изучению и обобщению могут подлежать:
целостная система педагогической деятельности (от 1 года до 5 лет)
(эффективно при подготовке к аттестации на первую и высшую квалификационные категории);
система работы педагога по какой-либо одной проблеме (в течение одного учебного года);
использование одного эффективного приёма (время изучения определяет сам педагог);
опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, метод проектов);
любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе, приносящие положительный результат: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и др.
Основанием для внесения в план работы образовательной организации изучения и обобщения педагогического опыта будет являться его востребованность (потребность педагогов в данном опыте) и результативность.
В организации работы по изучению и обобщению опыта выделяют три последовательных этапа.
1. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагогов дает возможность представить картину педагогического опыта, его уровень и специфику в данном педагогическом коллективе. Это позволяет сделать работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В перспективный план развития ОО ДОД следует включить график изучения и обобщения опыта, определить педагогов, чей опыт будет обобщаться в течение года.
При анализе практики педагогов ставится главная цель — выявлять связь между деятельностью педагога и результатами его труда.
2. Эффективный педагогический опыт открывается, прежде всего, при посещении и анализе занятий педагога. Задача методиста — помочь педагогу понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь вскрыть причинно-следственные связи, которые ведут к высоким результатам деятельности; вместе с педагогом найти закономерности удачного занятия.
Обобщение эффективного педагогического опыта предполагает включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта.
Однако для педагога это слишком сложная задача, так как анализ и обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать педагога в процесс изучения своего педагогического опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе.
Например, при посещении занятий педагога методист заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает педагогу рассказать об этом на заседании методического объединения, на инструктивно-методическом совещании. Как правило, это не вызывает затруднений у педагога. Далее можно предложить ему рассказать о системе его работы на семинаре внутри образовательного учреждения (структурного подразделения), затем - на заседании научно-методического или педагогического совета, к которому уже надо подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, педагог, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с обучающимися: за счет чего получен высокий результат?
Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать их методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта. В первую очередь необходимо сформировать у педагога умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:
- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;
- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;
- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;
- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.
Руководитель и методист, вовлекая педагога в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, оказывают ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство педагога рождается в контакте с методистом любого уровня: внутри организации, муниципального, краевого. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем.
3. Формирование эффективного педагогического опыта связано с творческими исканиями педагога, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса.
Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает педагог. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками учащихся, разрешается поиском форм, методов, средств, целостной системы работы по развитию культуры учебного труда обучающихся. Или противоречие между положениями программы, предлагаемыми всем детям, и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентированной технологии развивающего обучения.
Выявить противоречие, движущее развитие педагогического процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей, методистов и коллег, обобщающих опыт.
Наиболее распространенными являются два вида обобщения педагогического опыта:
рассказ,
описание.
Структура рассказа об опыте работы учителя
Целесообразна следующая структура рассказа:
освещение достигнутых результатов (в начале рассказа указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по иск новых методов, приемов, подходов в педагогической деятельности);
замысел педагога и пути его реализации;
условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов;
организационно-методическая система работы педагога (средства, методы, приемы, организационные формы);
что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;
какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт;
сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта);
границы использования опыта и рекомендации по его использованию (адресная направленность опыта).
Наибольшее затруднение у методистов вызывает описание педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению.
Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. При этом раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию данного опыта работы.
При описании опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:
1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.
2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.
3. Анализ результативности освоения учащимися дополнительной программы, уровня роста их личностных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.
4. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной образовательной организации (структурного подразделения). Что можно рекомендовать использовать другим педагогам дополнительного образования.
5. Используемая литература.
6. Приложения: конспекты занятий, воспитательных мероприятий, образцы дидактических и методических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.
Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения опыта и характера его автора. Это могут быть:
мастер-классы;
педагогические советы;
конкурсы профессионального мастерства;
фестивали педагогического опыта;
выставки «Педагогическое творчество. Педагогический опыт.
Педагогическое новаторство»;
школа педагогического мастерства;
творческий семинар;
курсы повышения квалификации;
коллективная подготовка и издание информационно-методических сборников, альманахов, методических пособий и др.;
Распространение эффективного передового опыта может осуществляться
внутри образовательного учреждения;
на муниципальном уровне;
на краевом;
региональном;
всероссийском.
Таким образом, выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы педагогической деятельности, применять их на практике и делиться опытом с коллегами на разных уровнях, сделать его достоянием многих.
А методист сегодня – это не администратор, не представитель власти в организации, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение и видеть необходимость и результативность своего труда.
Исходя из вышесказанного, задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом:
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию.
Наставничество как эффективное средство социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья
в творческих объединениях МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска»
Внедрение технологии наставничества в организации дополнительного образования. Форма наставничества «Педагог – ученик (обучающийся)».
Вступление. Актуальность проблемы.
Внедрение наставничества в форме «Педагог – ученик (обучающийся)» актуально в деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества г. Байкальска», так как педагоги дополнительного образования общаются со своими воспитанниками в течение длительного периода времени, некоторые дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на 3-5 и более лет, таким образом педагоги участвуют в процессе формирования личности, в преодолении подросткового кризиса, в формировании жизненных ориентиров. Педагоги -наставники помогают адаптации обучающихся в новом коллективе, развивают мотивацию к обучению и творчеству, взаимодействуют с детьми в неформальной обстановке, не связанной с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Особенно важны отношения наставничества, когда ситуация касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать ещё и психологические барьеры.
Представляем вам практику наставничества «Педагог-Ученик обучающийся)» основанную на совместном опыте педагогов дополнительного образования Лыковой Л.Н. и Поповой И.А., которые занимались с одним и тем же обучающимся с ОВЗ на базе МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», посещающим творческое объединение «Вокальный» и объединение «Студия английского языка «АВС»».
Перед педагогами встал вопрос о необходимости организации совместных действий по адаптации и развитию ребенка, выработки единого подхода к общению и обучению данного ребенка.
Цель практики наставничества в дополнительном образовании:
адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе, раскрытие потенциала наставляемого.
Задачи работы наставников в дополнительном образовании:
- установление контакта с наставляемым;
− подготовка обучающегося с ОВЗ к самостоятельной, осознанной и продуктивной деятельности в коллективе;
− раскрытие личностного, творческого потенциала обучающегося с ОВЗ, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
− формирование у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах.
Ожидаемые результаты практики.
Обучающийся с ОВЗ сможет:
- улучшить психоэмоциональное состояние,
- самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других,
- участвовать в конкурсах,
- повысить познавательную мотивацию и желание продолжать обучение по дополнительным программам.
Внедрение технологии наставничества.
Ежегодно принимая детей в творческие объединения, педагоги автоматически становятся наставниками своих обучаемых – как в учебной, образовательной деятельности, так и в сфере коммуникации.
Когда был объявлен набор в творческие объединения, в «Вокальный» и «Студию английского языка «АВС»» пришла мама с девочкой 10-летнего возраста, имеющей ограниченные возможности здоровья. В оба объединения девочка была принята на курс по основной общеразвивающей программе по настоянию мамы и по результатам собеседования. Девочка оказалась непростая – требующая дополнительного внимания и педагогической работы. Педагоги пришли к решению о совместной наставнической деятельности над ребенком с ОВЗ.
На подготовительном этапе был разработан план работы для выявления проблемных сторон и определения зон развития ребенка. В ходе встречи – знакомства, которая прошла в форме диагностической беседы – игры «По ступенькам «АВС»» в студии английского языка, и тест – анкетирование в объединении «Вокальный», были выявлены следующие проблемы:
Была поставлена цель работы наставничества с ребенком с ОВЗ:
Сознательная реабилитация и развитие личности ребенка с ОВЗ, способной к творческой самореализации посредством освоения дополнительных общеразвивающих программ по вокалу и английскому языку.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Были выбраны различные формы работы:индивидуальное консультирование, работа в парах, группах, включение ребенка с ОВЗ в коллективную работу.
Применялись следующие методы работы наставников: наблюдение, беседа, анкетирование, личный пример, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, социально-психологическая профилактика.
Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы ребенком с ОВЗ педагоги встроили в программу специальные мероприятия и предусмотрели индивидуальные задания и упражнения, особенно на начальном этапе работы. В календарном тематическом плане намечались индивидуальные задания для ребенка с ОВЗ.
Педагоги составили индивидуальный календарный план работы с наставляемым, в котором особое место выделено для работы с родителями. Родители активно участвовали в подготовке к мероприятиям, конкурсам, внимательно прислушивались к рекомендациям педагогов.
Взаимодействие педагогов-наставников между собой было регулярным, проводился обмен информацией о наставляемом ежемесячно, в план работы вносились коррективы.
Обратной связью для мониторинга процесса наставничества служили беседы с родителями и педагогами общеобразовательной школы. Отмечались положительные изменения в поведении ребенка: уровень тревожности снизился, процесс общения со сверстниками стал легче, желание участвовать в мероприятиях, конкурсах, начали устанавливаться контакты в детском коллективе.
Показатели результативности
После обучения по дополнительным общеразвивающим программам «Вокальный» и «Студия английского языка «АВС»» и участия в программе наставничества, отмечается положительная динамика:
- улучшение образовательных результатов и позитивное отношение к занятиям;
- нормализация уровня тревожности; процесс общения со сверстниками стал легче;
- повышение уровня самооценки наставляемого;
- активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- повышение уровня осведомленности о различных сферах жизни;
- полученные от наставников знания использует в других олимпиадах и конкурсах.
Данные о результативности
Участие в региональной онлайн олимпиаде по музыке «Покори музыкальный олимп».
Участие в муниципальном фестивале «Минута славы».
Участие в районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.
1 место в городском фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.
Грамота директора МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» за активную жизненную позицию и участие в муниципальных конкурсах и городских мероприятиях.
3 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Художественное слово».
2 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Изобразительное искусство».
Диплом за активное участие в муниципальном сетевом проекте «Территория творческого чтения».
Диплом 1 степени конкурса переводчиков «Английский язык – это интересно!» среди обучающихся 5-9 классов МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска».
Диплом участника городского конкурса рисунков, посвященный дню отца.
Педагогами Лыковой Л.Н. и Поповой И.А. собраны методические материалы для работы педагога наставника с ребенком с ОВЗ, а также подобраны упражнения и игры, которые можно использовать на занятиях.
Познакомиться и скачать материалы можно по ссылке:
https://yadi.sk/d/ldoDPSFNWYqqFw
Состав методических материалов:
Набор упражнений и игр включает:
При активном участии и практической помощи руководителя мультстудии «Нерпёнок» при ДК «Железнодорожник» Руских Т.Ю., педагогами был создан мультипликационный фильм о работе наставников. Посмотреть фильм можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/t_0Qhj8DSj6Z0A
Программа реализации инновационного проекта
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
«Развитие проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования на основе интеграции работы творческих объединений».
II. Цель инновационного проекта (программы)
Создание организационно-педагогических условий для развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования на основе
интеграции деятельности творческих объединений.
III. Основная идея инновационного проекта (программы)
Создание организационно-педагогических условий для развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования на основе
интеграции деятельности творческих объединений предполагает реализацию комплекса организационных, педагогических, методических мероприятий, позволяющих творческим
коллективам различной направленности («Туризм и краеведение», «Юный художник», «Мягкая игрушка», «Волшебная лоза») объединится для изучения флоры и фауны Южного
Прибайкалья через проектную, исследовательскую деятельность.
IV. Обоснование значимости для развития муниципальной системы образования (отразить какой национальный проект будет реализован в результате инновационной
деятельности:
Повышение качества дополнительных образовательных услуг является одной из основных задач образования, которая в новых социально-экономических условиях в большей степени
ориентирована на запросы обучающихся и их родителей. В учреждениях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному
обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Сейчас остро стоит вопрос охвата детей дополнительным образованием. В рамках реализации
регионального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в национальный проект «Образование», в Иркутской области к 2024 году до 80 % детей от 5 до 18 лет должно быть охвачено
дополнительным образованием.Привлечь большую часть обучающихся к занятиям творчеством, туризмом и краеведением можно, предлагая что-то интересное и необычное в обучении.В
нашем случае это изучение флоры и фауны Южного Прибайкалья через интеграцию работы творческих объединений.
V. Критерии эффективности:
VI. Сроки реализации инновационного проекта (программы)
2021-2024 гг.
VII. Программа реализации:
Этапы работы | Сроки реализации мероприятия | Прогнозируемые результаты |
I этап – подготовительный |
Вторая половина 2021 года - первая половина 2022 года |
- Изучение научной литературы и педагогического опыта по теме инновационного проекта; - Определение участников в рамках реализации инновационного проекта; - Создание рабочей группы по реализации проекта; - Определение стратегии и тактики внедрения и реализации проекта; - Поиск методических материалов, форм, методов и приёмов, необходимых для внедрения проекта; - Составление перспективного плана работы; - Входной мониторинг участников образовательной среды по теме инновационного проекта. |
IIэтап - внедренческий |
Вторая половина 2022 – вторая половина 2023 гг. |
- Реализация инновационного проекта по плану работы МБУ ДО ДДТ г. Байкальска через проведение образовательных, воспитательных, методических мероприятий; - Разработка и оформление учебно-методической базы для обеспечения образовательной деятельности в рамках инновационного проекта; - Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях выставках различных уровней; - Привлечение сетевых и социальных партнёров в рамках реализации проекта; - Организация и проведение сетевых мероприятий. |
III этап - результативный |
2024 год |
- Итоговый мониторинг участников образовательной среды по результатам деятельности инновационного проекта; - Обработка, интерпретация и анализ результатов внедрения инновационного проекта; - Обобщение и распространение позитивного педагогического опыта по теме инновационного проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы профессионального мастерства, семинары, научно-практические конференции; публикации); - Создание банка методической продукции по результатам работы инновационной площадки (проекты, буклеты, видеоролики, сценарии, разработки, статьи и т. д); - Итоговые мероприятия по результатам внедрения инновационного проекта: презентация туристических маршрутов, походов, проектов, организация выставок изобразительного и декоративно – прикладного творчества на различных площадках; -Итоговый отчет по результатам внедрения инновационного проекта. |
VIII. Состав рабочей группы по реализации инновационного проекта (программы)