Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Uncategorised

Методические рекомендации

«По структуре, методам и формам организации, учебных занятий

в учреждении дополнительного образования»

Примерная модель занятия в УДОД

            Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

            При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия;
  • его тема, цель, задачи.

            Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

            Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

            На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

            Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

            К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

            Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

            Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и др.

Структура различных типов занятий

Тип занятия Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие Организационная часть
  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
  • Изложение нового материала.
  • Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний Организационная часть
  • Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть
  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
  • Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков Организационная часть
  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  • Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.
  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
  • Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков Организационная часть
  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

 

Методы организации занятия в детском объединении УДОД

  • репродуктивный;
  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы;
  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
  • проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

План занятия

            При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

            Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

  • организационный этап,
  • проверочный этап,
  • подготовительный этап,
  • этап актуализации имеющихся у детей знаний,
  • этап работы по новому материалу,
  • этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
  • этап повторения изученного материала,
  • этап обобщения пройденного материала,
  • этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
  • физкультминутка или этап релаксации,
  • контрольный этап,
  • итоговый этап,
  • этап рефлексии,
  • информационный этап.

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа ( Приложение 4).

            Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.       Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

            На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

            Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

            Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы  взаимодействия с детьми, общение;
  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • приемы управления вниманием, активизация детей;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнении;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Заключение

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.

Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:

1. Открытое занятие.Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.

3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

Концерт.

            Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.

Смотры, конкурсы, фестивали.

            Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.

            Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.

            Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

 

 

 

Методическая памятка

«Правила построения занятия

с позиции здоровьесберегающих технологий»

При построении занятия с позиции здоровьесберегающих технологий педагогу необходимо придерживаться основных правил:

Правило 1. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

-         левополушарные люди – при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

-         правополушарные люди – доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 2. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение занятия такова:

-         5-25-я минута — 80%;

-         25-35-я минута — 60-40%;

-         35-40-я минута — 10%.

Правило 3. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в занятие исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Правило 4. Создание благоприятного психологического климата

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Неудача ребенка на занятии, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Правило 5. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Методические рекомендации

«Планирование, подготовка и проведение учебных занятий

в учреждении дополнительного образования»

            Дополнительное образование – особая образовательная сфера с целевым приоритетом развития личностных ориентаций, позволяющая:

  • компенсировать отсутствие в программах школьного образования тех или иных направлений творческой деятельности, интересующей детей;
  • обеспечивать ребенку комфортную эмоциональную сферу, «ситуацию успеха»;
  • содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута.

Специфика образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования определяется тем, что возрастные рамки сдвинуты, т.е. в отличие от школы в группах могут заниматься дети в разных возрастов; учитываются интересы детей, обучение направлено на развитие, а не оценку знаний. С учетом этого составляются образовательные программы, отличающиеся от школьных базовых своей гибкостью и вариативностью. Реализация образовательных программ проходит посредством практических и теоретических занятий.

Ведущими формами организации процесса обучения при этом является занятие, структура и модификация которого могут изменяться в зависимости от задач и методов учебной работы, например: занятие – игра, занятие – конференция, практикум, диалог и т.д.

При организации занятия педагог должен учитывать с п е ц и ф и к у дополнительного образования, и н д и в и д у а л ь н ы е и л и ч н о с т н ы е особенности развития детей.

Данные методические рекомендации позволяют педагогам более э ф ф е к т и в н о спланировать и проанализировать занятие.

            Занятие – это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка. Занятие не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в объединении. А для этого надо, чтобы занятие не было связано с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Урок должен быть предан, прежде всего, не законом формальной дидактики, а детям. В центр его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него, существует для него.

            Педагог – не передатчик знаний и информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к своему предмету, при этом давая ребенку способы понимания целостной картины мира.

            Современное занятие стало более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, и сегодня стоит вопрос о построении взаимоотношений между педагогом и ребенком на основе понимания его потребностей, толерантности (терпимости), что должно развить в ребенке веру в себя и раскрыть свой потенциал.

           

Формы учебных занятий в детских объединениях

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным обучающимся. Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

  1. Занятия в учебном кабинете:
  • тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
  • комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
  • игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
  1. Выездные занятия:
  • учебные экскурсии;
  • походы
  • экспедиции
  • практические занятия «на местности» ( в естественных для данного вида деятельности условиях);
  • полевые практики.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы и теоретическую и практическую подготовку детей.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

Дошкольный и младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
Беседа с игровыми элементами Лекция Проблемная лекция
Сказка Учебная игра Пресс-конференция
Сюжетно-ролевая игра Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа)

Игра-путешествие Конкурс (КВН) Семинар
Игра-имитация Заочная экскурсия Тематическая дискуссия
Соревнования, состязания и др. Тематические задания по подгруппам Групповая консультация
Защита творческой работы
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  1. Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
  2. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
  3. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
  4. Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
  5. Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Технология подготовки занятия

  1. 1.Постановка цели занятия:
  2. 2.Определение задач.

-           обучающей;

-           развивающей;

-           воспитывающей.

  1. 3.Определение этапов занятия.

Типы занятий

-   комбинированные;

-   занятия изложения нового материала;

-   занятия закрепления изученного материала;

-   занятия корректировки и проверки ЗУН;

-   занятия проверки знаний и умений.

В зависимости от типа занятия ставится цель.

ЦЕЛЬ – это предвосхищенный результат, если результат и цель совпали – это идеальное занятие, при несовпадении, это должно быть дано объяснение педагогом, дающим занятие.

Комплексное планирование

задач учебного занятия

(по М. Поташнику)

     Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  1. 1.Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)

или

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

2. Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,

или

- создать условия для развития...

или

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка

или

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),

или

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

  1. 3.Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)

Обучающие задачи

(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).

     Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)

Возраст Действие Качества
младший школьный возраст воспитывать

Любовь к малой родине:

● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

●соблюдение правил этикета,

●доброжелательность,

● дружелюбие,

●готовность сотрудничать,

●вежливость

Умение заботиться:

●доброту,

●искренность,

●чуткость,

●общительность,

●стремление помочь,

●отзывчивость

формировать Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

●аккуратность,

●бережливость,

●трудолюбие,

●сдержанность,

●основы самоконтроля,

●скромность,

●самостоятельность,

●умение доводить начатое дело до конца,

●настойчивость,

●выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

●умение видеть прекрасное,

●гигиенические знания и умения,

●оптимизм,

●доброжелательное отношение к труду,

●культура труда.

Подростки Воспитывать

Гражданские качества личности:

●интерес к общественной жизни,

● стремление помогать ,

● патриотизм,

● активную жизненную позицию,

● критичность,

● оптимизм,

● общественную активность,

● чувство долга,

● предприимчивость

Формировать

Положительную «Я-концепцию»:

● умение аргументировать свою позицию,

● положительную самооценку,

● самокритичность,

● оптимизм,

● уверенность в себе,

● лидерские качества,

● умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

● ответственность,

● самоконтроль,

●рассудительность,

● тактичность,

● терпимость,

●самостоятельность,

● умение адаптироваться к новым условиям,

● умение прогнозировать собственную деятельность,

● умение организовать свою деятельность и анализировать её

Потребность в здоровом образе жизни:

● разнообразие интересов,

● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

старшеклассники формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

● уважительное отношение к людям,

● общественную активность,

● интерес к культуре и истории России,

● стремление принести пользу обществу,

● понимание личного и общественного значения труда,

● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),

● потребность к самопознанию,

● умение ставить цели и реализовывать их,

● осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

●умение идти на компромисс,

● тактичность,

● терпимость,

●толерантность,

●умение доказать свою точку зрения,

●умение выходить из конфликтных ситуаций,

● знание этики семейных отношений,

● умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),

● самовоспитанию,

● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,

● формированию профессионально важных качеств личности,

● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

(направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)

Возраст воспитанников Примеры формулировки развивающих задач
Младший школьный возраст

● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,

● развивать эмоциональную сферу,

● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на   себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),

● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,

● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

● развивать эстетические чувства

Подростки

● развивать самосознание,

● развивать интерес к познавательной деятельности,

● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,

● развивать творческие способности,

● формировать способы социального взаимодействия,

● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

● развивать познавательные и профессиональные интересы,

● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),

● развивать самосознание,

● развивать творческие способности

Общие требования к постановке задач занятия:

● задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,

●задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,

●задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,

●задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,

● формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),

●задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),

● в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

  

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

            Их вариативность и содержание зависит от типа занятия, этапа обучения.

  1. 1.Организационный
  2. 2.Теоретический
  3. 3.Практический
  4. 4.Заключительный

Когда мы говорим об этапах занятия – это «внешняя оболочка» занятия, а теперь уделим внимание, «внутреннему содержанию».

  1. 1.Организация занятия

Первые 10 – 15 минут занятия необходимо отвести на выполнение ряда организационных действий:

  • Сбор детей
  • Подготовку их к занятию
  • Подготовку рабочих мест обучающихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Очень важным этапом занятия является «мобилизующее начало». Кроме мобилизующего начала могут быть «мобилизующие моменты» занятия (середина, конец занятия).

«Мобилизующее начало» должно предвосхищать тему занятия, если по «мобилизующему началу» мы сможем назвать тему занятия – это здорово!

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

  1. 2.Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • Изложение исторических данных по теме занятия;
  • Устное описание объекта практической работы ( раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязь с другими элементами данной деятельности;
  • Объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
  • Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

            Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • использование наглядного и раздаточного материала;
  • использование технических средств обучения;
  • привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих обучающихся детского объединения (начиная со второго года обучения);
  • использование игровых методов обучения.
  1. 3.Практическая часть занятия

           Педагог долен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

            Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технических правил приемов работы.

            При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди обучающихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

            Далее дети приступают к выполнении практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

            При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

  • возраст детей;
  • календарный период учебного процесса;
  • тему учебного года;
  • уровень подготовки детей;
  • последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

   Очень важным при выполнении практической работы являются следующие правила:

ü    доведение каждой начатой работы до конца;

ü    обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

ü    поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

  1. 4.Окончание занятия (последние 15 – 20 минут)

           За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

           Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • объяснение домашнего задания;
  • организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в дополнительном образовании детей:

  • необязательность его наличия и выполнения;
  • творческий характер;
  • для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды работы), которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

  1. последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы творческой и практической подготовки;
  2. выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
  3. выполнение только практической работы (выездные занятия).

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

  1. определение темы занятия;
  2. продумывание общего хода занятия;
  3. продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
  4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
  5. подбор методических материалов по теме занятия;
  6. выполнение практической работы;
  7. составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

  • приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
  • проветривание учебного кабинета;
  • подготовка методических материалов к занятию;
  • проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка к проведению выездного занятия

                               Предварительная подготовка к занятия включает:

  1. определение темы и содержания занятия;
  2. определение места проведения занятия;
  3. выезд педагога на предлагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
  4. оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

  • рассказ о месте проведения занятия;
  • изложение содержания учебных заданий;
  • обсуждение формы выполнения заданий;
  • обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

  • в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
  • на следующем (после выездного) занятия необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
  • обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения, презентации и т.п.

Методика планирования учебного занятия

            План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

            Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и предоставить комиссии (жюри, коллегам) его план.

            Общая структура плана занятия

  1. Вступительная часть:
  • название детского объединения;
  • дата, время и место проведения занятия;
  • номер и год обучения учебной группы (обучающегося);
  • фамилия, имя отчество (полностью) педагога;
  • тема занятия.
  1. Концепция занятия, включая цели и задачи.
  2. Ход занятия:
  • краткое содержание и время теоретической части занятия;
  • задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия
  • подведение итогов занятия - приемы работы с детьми и время.
  1. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
  2. Прогнозирование результатов занятия.

Требования к концепции занятия:

  • В плане необходимо сформулировать цель
  • Задачи должны соответствовать цели и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, развития и воспитания.

Требования к прогнозируемым результатам: занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Литература

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект – пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России; 1999.
  2. Евладова Е., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М: ВЛАДОС, 2002.
  3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М: ВЛАДОС, 2003.
  4. Пидкасистый П.И., Портонов М.Л. Искусство преподавания: (первая книга учителя). – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса; 2008.

Методические рекомендации для руководителей и педагогов

ОБ Щ И Е   Т Р Е Б О В А Н И Я

К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

  1. Учебный кабинет в Доме детского творчества - специализированный кабинет для занятий с детьми (как теоретических, так и практических)
  2. Настоящие Требования разработаны в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режим работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
  3. Данные Требования являются обязательными для исполнения при организации образовательного процесса в учреждении
  4. Настоящие Требования составлены с учетом направленности образовательных программ                                                                                                                    

Требования к помещению

  • Оптимальный набор мебели и оборудования. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для детей.
  • Расстановка мебели должна обеспечивать оптимальную ширину проходов (не менее 60см)
  • Учащимся с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места рядом с окном, где освещенность создаётся естественным светом.
  • Светильники, а так же световые проёмы не должны отражаться на экранах мониторов ПЭВМ
  • Слесарные и комбинированные верстаки располагаются перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении
  • Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели
  • В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов – бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, следует использовать светлые, теплые тона – бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый.
  • Оформление кабинета производится с соблюдением эстетических требований, согласно профилю обучения, направленности образовательных программ. Обязательно наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

   Стенды содержат:

  • рекомендации для учащихся, родителей
  • материалы, используемые в учебном процессе;
  • правила техники безопасности и поведения в кабинете
  • Минимальная площадь помещений для организации занятий принимается из расчета площади на 1 занимающегося (табл.1)
Таблица 1

 

Вид деятельности Площадь на одного ребенка
Прикладное искусство и композиция 4,5 кв. м
Художественное творчество 4, 0 кв. м.

музыка:

- индивидуальные занятия

- групповые занятия            

12 кв. м

2 кв. м

хореография 3, 0 кв. м
судомоделирование 4, 8 кв. м
авиамоделирование 4, 8 кв. м

эколого-биологическое направление

- теоретические занятия

- практические занятия

2-4 кв. м

в зависимости от занимаемой площади животными, растениями и т.п.

театральное направление

- комната исполнителей

- помещение для драмкружка

2,5 кв. м и более

4,5 кв. м и более

Требования к естественному и искусственном

освещению кабинета

  • Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
  • Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока справа и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы
  • При выполнении зрительных работ I-IV разрядов (мелкие работы, требующие зрительного напряжения) следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее)
  • Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в кабинете равна 40-48 Вт/кв.м

4. Требования к воздушно-тепловому режиму учебного кабинета

  • В помещениях для занятий детей относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.
  • Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.
  • Температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 2
Основные помещения
Таблица 2
Температура воздуха
кабинет для занятий 20-22 С
мастерские, кружки технического моделирования 17-20 С
кабинет для музыкальных занятий, 20 – 22 С
кабинет для занятий художественным творчеством 20 – 22 С
хореографические класс 17 – 20 С
  • Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться: во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня (не рекомендуется заклеивать на зиму все окна, должна быть возможность осуществления «сквозного» проветривания).

Требования к санитарному состоянию кабинета

  • В кабинете производится ежедневная, влажная уборка с использованием соды, мыла, синтетических и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования
  • Один раз в месяц необходимо производить генеральную уборку
  • Окна и оконные проемы моют не менее трёх раз в год (весна, лето, осень)

Техника безопасности в кабинете

  • Необходимое электрооборудование должно содержаться в исправном состоянии:

- электрическая изоляция (электрошнуры, электропроводка и т.п.)

- розетки и выключатели прочно закреплены и не имеют механические повреждения

  • Подводка электрического напряжения к столам учащихся и педагога (в кабинетах технического творчества, швейного дела, в компьютерном классе и т.п.) должна быть стационарной и скрытой
  • Потолочные светильники должны быть оборудованы колпаками
  • Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин
  • Мебель и оборудование должно содержаться в исправном состоянии (ножки столов и стульев, дверки шкафов, полки, хореографические станки, гардины и т.п.)
  • Инструменты, средства обучения должны иметь специально отведенные и оборудованные места

Учебно-методическое обеспечение кабинета

  • учебное оборудование
  • учебно-методический комплекс:

- методическая литература

- книги для учителя

- книги для учащихся (книги по профилю, познавательный, развивающий материал)

- дидактический материал (наглядные пособия, раздаточный материал и пр.)

- материал для отслеживания промежуточного и конечного результата освоения программ (тесты, контрольные задания, экзаменационный материал и т.п.)

- методический материал для организации воспитательного процесса (сценарии мероприятий, сборники материалов для бесед и т.п.)

- авторские методические разработки

- рабочие документы (программа, планы, анализ работы, журнал кружковой работы, результаты диагностики, результативность образовательного процесса и т.п.)

- стенды: информационные (по технике безопасности, по пропаганде здорового образа жизни, учебная информация, информация из жизни коллектива и т.п.); выставочные

Используемая литература

  1. «Санитарно-эпидемиологические требованиями к учреждениям дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
  2. Новый Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации № 273 – ФЗ (с 1 сентября 2013 г.)
  3. Инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности

Подкатегории