Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Uncategorised

1

23

Квиз – игра «Русские традиции»

Дом детского творчества г. Байкальска пригласил девчонок и мальчишек из объединений стать участниками квиз - игры «Русские традиции».

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим...» Это строчки из стихотворения Вадима Шефнера - советского поэта. На наш взгляд – педагогов и родителей, очень важно не потерять связь поколений между прошлым и настоящим и передать детям всю самобытность русских традиций, обычаев и обрядов. Для наших предков, живших в давние времена на Руси, обычаи, обряды и праздники являлись важной частью жизни. Народ чтил, хранил и передавал свои традиции, от отца к сыну в каждом поколении. 
       На квиз – игру «Русские традиции»собралось невероятное количество ребят! Дети демонстрировали знания и эрудицию об истории и культуре нашего народа по таким темам: «Знатоки народных промыслов», «Знатоки русского быта», «Знатоки русских былин»,
«Знатоки народного словаря». В каждой теме было по пять вопросов. Вот некоторые из них: - Какую игрушку делали из отходов дерева и не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно! Или, например, чем определялась длина полотенца в русских семьях? А вот ещё, как звали племянницу князя Владимира? И многое другое.
       Ребятам давалась одна минута на поиски ответа, а после каждого тура демонстрировались верные ответы. Наше жюри отметило, что все команды, а их было шесть, отлично продемонстрировали знания по каждой теме.
       Победили: I место заняла команда «АВС», II место разделили команды «Клубки» и «Русские колобки» и III место завоевала команда «Матрёшки». Участниками стали команды: «Лунтики» и «Педальки вниз». Все ребята - участники из объединений: «Туризм и краеведение», «Студия английского языка АВС», Ансамбль танца «Выкрутасы», «Мягкая игрушка», «Художественное конструирование», «Юный художник», «Дизайн и природа», «Художественное вязание», молодцы!

       Мероприятие удалось, было интересно, познавательно и весело! Участвуя в квиз-игре, ребята с пользой провели время, проявили смекалку и получили новые позитивные впечатления!

Оксана Шарапова

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методическая памятка

«Проектирование и анализ учебного занятия»

                                                                                                                                                                                 Составила:

                                                                                                                                                                                 Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

                                                                                                                                                                                 Бычкова Е.В.

г. Байкальск

2023 г.

            Дополнительное образование – особая образовательная сфера с целевым приоритетом развития личностных ориентаций, позволяющая:

  • компенсировать отсутствие в программах школьного образования тех или иных направлений творческой деятельности, интересующей детей;
  • обеспечивать ребенку комфортную эмоциональную сферу, «ситуацию успеха»;
  • содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута.

Специфика образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования определяется тем, что возрастные рамки сдвинуты, т.е. в отличие от школы в группах могут заниматься дети в разных возрастов; учитываются интересы детей, обучение направлено на развитие, а не оценку знаний. С учетом этого составляются образовательные программы, отличающиеся от школьных базовых своей гибкостью и вариативностью. Реализация образовательных программ проходит посредством практических и теоретических занятий.

Ведущими формами организации процесса обучения при этом является занятие, структура и модификация которого могут изменяться в зависимости от задач и методов учебной работы, например: занятие – игра, занятие – конференция, практикум, диалог и т.д.

При организации занятия педагог должен учитывать с п е ц и ф и к у дополнительного образования, и н д и в и д у а л ь н ы е и л и ч н о с т н ы е особенности развития детей.

Данные методические рекомендации позволяют педагогам более э ф ф е к т и в н о спланировать и проанализировать занятие.

            Занятие – это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка. Занятие не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в объединении. А для этого надо, чтобы занятие не было связано с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Урок должен быть предан, прежде всего, не законом формальной дидактики, а детям. В центр его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него, существует для него.

            Педагог – не передатчик знаний и информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к своему предмету, при этом давая ребенку способы понимания целостной картины мира.

            Современное занятие стало более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, и сегодня стоит вопрос о построении взаимоотношений между педагогом и ребенком на основе понимания его потребностей, толерантности (терпимости), что должно развить в ребенке веру в себя и раскрыть свой потенциал.

           

Формы учебных занятий в детских объединениях

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным обучающимся. Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

  1. Занятия в учебном кабинете:
  • тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
  • комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
  • игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
  1. Выездные занятия:
  • учебные экскурсии;
  • походы
  • экспедиции
  • практические занятия «на местности» ( в естественных для данного вида деятельности условиях);
  • полевые практики.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы и теоретическую и практическую подготовку детей.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

Дошкольный и младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
Беседа с игровыми элементами Лекция Проблемная лекция
Сказка Учебная игра Пресс-конференция
Сюжетно-ролевая игра Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа)

Игра-путешествие Конкурс (КВН) Семинар
Игра-имитация Заочная экскурсия Тематическая дискуссия
Соревнования, состязания и др. Тематические задания по подгруппам Групповая консультация
Защита творческой работы
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  1. Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
  2. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
  3. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
  4. Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
  5. Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Технология подготовки занятия

  1. Постановка цели занятия:
  2. Определение задач.

-        обучающей;

-        развивающей;

-        воспитывающей.

  1. Определение этапов занятия.

Типы занятий

-        комбинированные;

-        занятия изложения нового материала;

-        занятия закрепления изученного материала;

-        занятия корректировки и проверки ЗУН;

-        занятия проверки знаний и умений.

В зависимости от типа занятия ставится цель.

ЦЕЛЬ – это предвосхищенный результат, если результат и цель совпали – это идеальное занятие, при несовпадении, это должно быть дано объяснение педагогом, дающим занятие.

Комплексное планирование

задач учебного занятия

(по М. Поташнику)

     Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  1. Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)

или

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

2. Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,

или

- создать условия для развития...

или

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка

или

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),

или

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

  1. Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)

Обучающие задачи

(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).

     Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)

Возраст Действие Качества
младший школьный возраст воспитывать

Любовь к малой родине:

● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

●соблюдение правил этикета,

●доброжелательность,

● дружелюбие,

●готовность сотрудничать,

●вежливость

Умение заботиться:

●доброту,

●искренность,

●чуткость,

●общительность,

●стремление помочь,

●отзывчивость

формировать Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

●аккуратность,

●бережливость,

●трудолюбие,

●сдержанность,

●основы самоконтроля,

●скромность,

●самостоятельность,

●умение доводить начатое дело до конца,

●настойчивость,

●выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

●умение видеть прекрасное,

●гигиенические знания и умения,

●оптимизм,

●доброжелательное отношение к труду,

●культура труда.

Подростки Воспитывать

Гражданские качества личности:

●интерес к общественной жизни,

● стремление помогать ,

● патриотизм,

● активную жизненную позицию,

● критичность,

● оптимизм,

● общественную активность,

● чувство долга,

● предприимчивость

Формировать

Положительную «Я-концепцию»:

● умение аргументировать свою позицию,

● положительную самооценку,

● самокритичность,

● оптимизм,

● уверенность в себе,

● лидерские качества,

● умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

● ответственность,

● самоконтроль,

●рассудительность,

● тактичность,

● терпимость,

●самостоятельность,

● умение адаптироваться к новым условиям,

● умение прогнозировать собственную деятельность,

● умение организовать свою деятельность и анализировать её

Потребность в здоровом образе жизни:

● разнообразие интересов,

● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

старшеклассники формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

● уважительное отношение к людям,

● общественную активность,

● интерес к культуре и истории России,

● стремление принести пользу обществу,

● понимание личного и общественного значения труда,

● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),

● потребность к самопознанию,

● умение ставить цели и реализовывать их,

● осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

●умение идти на компромисс,

● тактичность,

● терпимость,

●толерантность,

●умение доказать свою точку зрения,

●умение выходить из конфликтных ситуаций,

● знание этики семейных отношений,

● умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),

● самовоспитанию,

● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,

● формированию профессионально важных качеств личности,

● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

(направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)

Возраст воспитанников Примеры формулировки развивающих задач
Младший школьный возраст

● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,

● развивать эмоциональную сферу,

● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на   себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),

● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,

● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

● развивать эстетические чувства

Подростки

● развивать самосознание,

● развивать интерес к познавательной деятельности,

● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,

● развивать творческие способности,

● формировать способы социального взаимодействия,

● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

● развивать познавательные и профессиональные интересы,

● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),

● развивать самосознание,

● развивать творческие способности

Общие требования к постановке задач занятия:

● задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,

●задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,

●задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,

●задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,

● формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),

●задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),

● в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

  

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

            Их вариативность и содержание зависит от типа занятия, этапа обучения.

  1. Организационный
  2. Теоретический
  3. Практический
  4. Заключительный

Когда мы говорим об этапах занятия – это «внешняя оболочка» занятия, а теперь уделим внимание, «внутреннему содержанию».

  1. 1.Организация занятия

Первые 10 – 15 минут занятия необходимо отвести на выполнение ряда организационных действий:

  • Сбор детей
  • Подготовку их к занятию
  • Подготовку рабочих мест обучающихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Очень важным этапом занятия является «мобилизующее начало». Кроме мобилизующего начала могут быть «мобилизующие моменты» занятия (середина, конец занятия).

«Мобилизующее начало» должно предвосхищать тему занятия, если по «мобилизующему началу» мы сможем назвать тему занятия – это здорово!

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

  1. 2.Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • Изложение исторических данных по теме занятия;
  • Устное описание объекта практической работы ( раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязь с другими элементами данной деятельности;
  • Объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
  • Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

            Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • использование наглядного и раздаточного материала;
  • использование технических средств обучения;
  • привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих обучающихся детского объединения (начиная со второго года обучения);
  • использование игровых методов обучения.
  1. 3.Практическая часть занятия

           Педагог долен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

            Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технических правил приемов работы.

            При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди обучающихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

            Далее дети приступают к выполнении практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

            При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

  • возраст детей;
  • календарный период учебного процесса;
  • тему учебного года;
  • уровень подготовки детей;
  • последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

   Очень важным при выполнении практической работы являются следующие правила:

ü  доведение каждой начатой работы до конца;

ü  обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

ü  поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

  1. 4.Окончание занятия (последние 15 – 20 минут)

           За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

           Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • объяснение домашнего задания;
  • организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в дополнительном образовании детей:

  • необязательность его наличия и выполнения;
  • творческий характер;
  • для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды работы), которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

  1. последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы творческой и практической подготовки;
  2. выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
  3. выполнение только практической работы (выездные занятия).

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

  1. определение темы занятия;
  2. продумывание общего хода занятия;
  3. продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
  4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
  5. подбор методических материалов по теме занятия;
  6. выполнение практической работы;
  7. составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

  • приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
  • проветривание учебного кабинета;
  • подготовка методических материалов к занятию;
  • проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка к проведению выездного занятия

                               Предварительная подготовка к занятия включает:

  1. определение темы и содержания занятия;
  2. определение места проведения занятия;
  3. выезд педагога на предлагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
  4. оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

  • рассказ о месте проведения занятия;
  • изложение содержания учебных заданий;
  • обсуждение формы выполнения заданий;
  • обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

  • в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
  • на следующем (после выездного) занятия необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
  • обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения, презентации и т.п.

Методика планирования учебного занятия

            План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

            Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и предоставить комиссии (жюри, коллегам) его план.

            Общая структура плана занятия

  1. Вступительная часть:
  • название детского объединения;
  • дата, время и место проведения занятия;
  • номер и год обучения учебной группы (обучающегося);
  • фамилия, имя отчество (полностью) педагога;
  • тема занятия.
  1. Концепция занятия, включая цели и задачи.
  2. Ход занятия:
  • краткое содержание и время теоретической части занятия;
  • задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия
  • подведение итогов занятия - приемы работы с детьми и время.
  1. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
  2. Прогнозирование результатов занятия.

Требования к концепции занятия:

  • В плане необходимо сформулировать цель
  • Задачи должны соответствовать цели и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, развития и воспитания.

Требования к прогнозируемым результатам: занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Самоанализ занятия

Первый этап

  1. Первые впечатления.
  2. Общая оценка занятия.
  3. Настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое).
  4. Доволен (недоволен) собой?
  5. Все ли задуманное выполнено, или многое не успели?
  6. Доволен ли ребятами, или они не понравились своим отношением к занятию.
  7. Дисциплина на занятии.

Второй этап

  1. Характеристика группы.
  2. Место разбираемого занятия в системе занятий по теме.
  3. Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих задач занятия. Достигнуты ли поставленные цели?
  4. Формировался ли познавательный интерес воспитанников?
  5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков учащихся?
  6. Соблюдалось ли на занятии требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочих мест учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и др.).
  7. Как работали учащиеся на занятии (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?
  8. Удалось ли установить контакт с воспитанниками, благоприятиен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
  9. Довольны ли вы своим поведением, стилем и методами проведения занятия?
  10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем занятии?

Литература

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект – пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России; 1999.
  2. Евладова Е., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М: ВЛАДОС, 2002.
  3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М: ВЛАДОС, 2003.
  4. Пидкасистый П.И., Портонов М.Л. Искусство преподавания: (первая книга учителя). – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса; 2008.

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методические рекомендации

«Планирование занятия в системе

дополнительного образования»

                       Составитель:

                                                              методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

                       Бычкова Е.В.

г. Байкальск

2023 г.

Введение

Повышение качества является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Обеспечение качества в сфере до­полнительного образования детей, как неотъемлемой части общего образования, осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия.

Учебное занятие – это основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании; промежуток времени, в течение которого обучающиеся занима­ются определенной учебной деятельностью. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Учебное занятия как основная форма дополнительного образования

Учебное занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования по нескольким причинам.

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения.

Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнооб­разный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал.

В-третьих, только на заняти­ях возможно изучать систематически весь курс программы.

В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу обучающихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает обучающимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия сегодня является необходимым. Это связано с рядом факторов:

возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании;

отсутствует единое понимание того, что собой представляет, по сути, основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;

существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

Занятие в – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.

В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды:

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:

  • Учебные занятия по передаче знаний.
  • Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
  • Учебные занятия закрепления знаний.
  • Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
  • Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
  • Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Структура учебного занятия

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

1 этап: организационный

Задача: подготовка учащихся к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

  1. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либоиз них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Условия эффективности учебного занятия

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

наличие благоприятной психологической атмосферы;

активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Разработка структуры занятия

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей по­следовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познава­тельной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и за­дач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех обучающихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

Подкатегории