Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Uncategorised

Внедрение технологии наставничества

в организации дополнительного образования.

Форма наставничества «Педагог – ученик (обучающийся)».

Вступление. Актуальность проблемы.

Внедрение наставничества в форме «Педагог – ученик (обучающийся)» актуально в деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества г. Байкальска», так как педагоги дополнительного образования общаются со своими воспитанниками в течение длительного периода времени, некоторые дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на 3-5 и более лет, таким образом педагоги участвуют в процессе формирования личности, в преодолении подросткового кризиса, в формировании жизненных ориентиров. Педагоги -наставники помогают адаптации обучающихся в новом коллективе, развивают мотивацию к обучению и творчеству, взаимодействуют с детьми в неформальной обстановке, не связанной с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.

Особенно важны отношения наставничества, когда ситуация касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать ещё и психологические барьеры.

Представленная практика наставничества «Педагог-Ученик (обучающийся)» основана на совместном опыте педагогов дополнительного образования Лыковой Л.Н. и Поповой И.А., которые занимались с одним и тем же обучающимся с ОВЗ на базе МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», посещающим творческое объединение «Вокальный» и объединение «Студия английского языка «АВС»». Перед педагогами встал вопрос о необходимости организации совместных действий по адаптации и развитию ребенка, выработки единого подхода к общению и обучению данного ребенка.

Цель практики наставничества адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе, раскрытие потенциала наставляемого.

Задачи практики:

− подготовка обучающегося с ОВЗ к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в коллективе;

− раскрытие личностного, творческого и потенциала, обучающегося с ОВЗ, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

− формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах.

Ожидаемые результаты практики.

Обучающийся с ОВЗ сможет:

- улучшить психоэмоциональное состояние,

- самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других,

- участвовать в конкурсах,

- повысить познавательную мотивацию и желание продолжать обучение по дополнительным программам.

Нормативно-правовое обеспечение практики.

На основании документов федерального и регионального уровней о наставничестве в МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» разработаны и утверждены локальные документы:

- Приказ №01-06/29 от 5 марта 2020г. «О разработке проекта Программы наставничества в МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» на 2021-2022 годы»

- Приказ о формировании наставнических пар №№01-06/29 от 5 марта 2020г.

- «Программа наставничества на 2021-2022 годы», рекомендована решением Педагогического совета от 28 мая 2021г., утверждена Приказом №01-06/53 от 9 июня 2021г.

- «Положение о реализации программы (системы) наставничества в МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», утверждено Приказом №01-06/53 от 9 июня 2021г.

- Приказ №01-06/53 от 9 июня 2021г. «О разработке мероприятий по внедрению целевой модели наставничества в МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» (назначении куратора).

   Внедрение технологии наставничества.

Ежегодно принимая детей в творческие объединения, педагоги автоматически становятся наставниками своих обучаемых – как в учебной, образовательной деятельности, так и в сфере коммуникации.

Когда был объявлен набор в творческие объединения, в «Вокальный» и «Студию английского языка «АВС»» пришла мама с девочкой 10-летнего возраста, имеющей ограниченные возможности здоровья. В оба объединения девочка была принята на курс по основной общеразвивающей программе по настоянию мамы и по результатам собеседования. Девочка оказалась непростая – требующая дополнительного внимания и педагогической работы. Педагоги пришли к решению о совместной наставнической деятельности над ребенком с ОВЗ.

На подготовительном этапе был разработан план работы для выявления проблемных сторон и определения зон развития ребенка. В ходе встречи – знакомства, которая прошла в форме диагностической беседы – игры «По ступенькам «АВС»» в студии английского языка, и тест – анкетирование в объединении «Вокальный», были выявлены следующие проблемы:

  1. Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
    раздражительности, упрямству.
  2. Быстрая смена настроения: то чрезмерно веселая, то становятся раздражительная, плаксивая.
  3. Испытывает затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения, не может дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте.
  4. Боязнь громких звуков (музыка, речь).
  5. Боязнь большого скопления людей.

Была поставлена цель работы наставничества с ребенком с ОВЗ:

Сознательная реабилитация и развитие личности ребенка с ОВЗ, способной к творческой самореализации посредством освоения дополнительных общеразвивающих программ по вокалу и английскому языку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Установление контакта с подростком,
  2. Адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе,
  3. Раскрытие потенциала наставляемого,
  4. Подготовка к конкурсным и социально-значимым мероприятиям,
  5. Развитие кругозора, помощь в освоении дополнительной общеразвивающей программы.

Были выбраны различные формы работы:индивидуальное консультирование, работа в парах, группах, включение ребенка с ОВЗ в коллективную работу.

Применялись следующие методы работы наставников: наблюдение, беседа, анкетирование, личный пример, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, социально-психологическая профилактика.

Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы ребенком с ОВЗ педагоги встроили в программу специальные мероприятия и предусмотрели индивидуальные задания и упражнения, особенно на начальном этапе работы. В календарном тематическом плане намечались индивидуальные задания для ребенка с ОВЗ.

Педагоги составили индивидуальный календарный план работы с наставляемым, в котором особое место выделено для работы с родителями. Родители активно участвовали в подготовке к мероприятиям, конкурсам, внимательно прислушивались к рекомендациям педагогов.

Взаимодействие педагогов-наставников между собой было регулярным, проводился обмен информацией о наставляемом ежемесячно, в план работы вносились коррективы.

Обратной связью для мониторинга процесса наставничества служили беседы с родителями и педагогами общеобразовательной школы. Отмечались положительные изменения в поведении ребенка: уровень тревожности снизился, процесс общения со сверстниками стал легче, желание участвовать в мероприятиях, конкурсах, начали устанавливаться контакты в детском коллективе.

Показатели результативности

После обучения по дополнительным общеразвивающим программам «Вокальный» и «Студия английского языка «АВС»» и участия в программе наставничества, отмечается положительная динамика:

- улучшение образовательных результатов и позитивное отношение к занятиям;

- нормализация уровня тревожности; процесс общения со сверстниками стал легче;

- повышение уровня самооценки наставляемого;

- активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

- повышение уровня осведомленности о различных сферах жизни;

- полученные от наставников знания использует в других олимпиадах и конкурсах.

Данные о результативности

Участие в региональной онлайн олимпиаде по музыке «Покори музыкальный олимп».

Участие в муниципальном фестивале «Минута славы».

Участие в районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.

1 место в городском фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.

Грамота директора МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» за активную жизненную позицию и участие в муниципальных конкурсах и городских мероприятиях.

3 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Художественное слово».

2 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Изобразительное искусство».

Диплом за активное участие в муниципальном сетевом проекте «Территория творческого чтения».

Диплом 1 степени конкурса переводчиков «Английский язык – это интересно!» среди обучающихся 5-9 классов МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска».

Диплом участника городского конкурса рисунков, посвященный дню отца.

Возможность тиражирования и масштабирования практики

Данная практика может быть предложена для изучения и использования в других организациях дополнительного образования, т.к. работа педагогов- наставников в тандеме дала положительный результат: цель деятельности наставников была достигнута - сопровождаемый обрёл способность к самостоятельным действиям, научился преодолению психологических барьеров при публичных выступлениях, смог использовать приобретенные знания.

Практика может быть масштабирована как в рамках одного творческого объединения, так и в рамках образовательного учреждения, т.к. опыт универсален для любых творческих объединений и может быть передан коллегам- педагогам и родителям детей с ОВЗ.

При активном участии и практической помощи руководителя мультстудии «Нерпёнок» при ДК «Железнодорожник» Руских Т.Ю., педагогами был создан мультипликационный фильм о работе наставников. Посмотреть фильм можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/t_0Qhj8DSj6Z0A

Педагогами Лыковой Л.Н. и Поповой И.А. собраны методические материалы для работы педагога наставника с ребенком с ОВЗ, а также подобраны упражнения и игры, которые можно использовать на занятиях.

Познакомиться и скачать материалы можно по ссылке:

https://yadi.sk/d/ldoDPSFNWYqqFw

Состав методических материалов:

  1. Алгоритм работы наставников.
  2. Анкета для родителей детей с ОВЗ.
  3. Диагностическая карта умений ребенка по английскому языку.
  4. Дневник наблюдения за ребенком с ОВЗ.
  5. Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
  6. Карта сравнительного мониторинга результатов обучения в группе по программе.
  7. План индивидуальной работы педагога с ребенком с ОВЗ.
  8. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
  9. Рекомендации при составлении программы по наставнической работе с обучающимися с ОВЗ.

Набор упражнений и игр включает:

  1. Игры для социализации
  2. Скороговорки на русском и английском языках.
  3. Тест - игра для определения уровня владения английским языком.
  4. Упражнения для дыхания по методике Стрельниковой
  5. Упражнения для развития речи
  6. Упражнения для тренировки дыхания
  7. Упражнения на координацию движений
  8. Физминутки на русском и английском языках.

Плетение из газетных трубочек – хобби, которое в последнее время пользуется большой популярностью среди любителей рукоделия. Зародилось оно на Востоке и охватило весь мир, поскольку орудовать скрученной в трубочки бумагой гораздо проще, легче и доступней, чем настоящей лозой. А изделия получаютсялегкие, прочные, достаточно долговечные, и экологически чистые.        

Объединение «Волшебная лоза» существует в Доме детского творчества г. Байкальска третий год. Но за этот небольшой период обучающиеся не только познакомились с этим относительно новым рукоделием, овладели техникой плетения, научились выполнять изделия, но и стали активными участниками конкурсов по декоративно-прикладному творчеству.

Одна группа занимается в ДДТ, а другая открыта на базе МБОУ «СОШ №11». В апреле 2021 года состоялась первая выставка, которая поразила зрителей разнообразием представленных работ: шкатулки, подставки под горячее, карандашницы, корзинки, вазы для цветов, конфетницы и другие предметы быта. Обучающиеся Глотова Лиза, Ермолин Дима, Гасанова Лиана представили свои работы на Международном фестивале «Байкальский серпантин», стали победителями, получив дипломы I степени. Гасанова Лиана два года подряд становилась победителем Международного конкурса детского и молодежного художественного творчества «Моя первая рыба», организаторами которого являются Управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, Ассоциация содействия культуре и искусству «Франция-Сибирь» при поддержке «Гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых» (г. Иркутск). Работы Лианы, отражающие фауну озера Байкал, будут представлены на выставке во французском городе Верхняя Савойя. Теперь дети и взрослые за рубежом будут знать о нашем объединении и о том, что в Байкале водятся широколобки, а нерпы приносят свое потомство на торосистых участках среди снега и льда.

Учебный год в самом разгаре. В декабре объединение подводит итоги работы за 1-е полугодие, организуя коллективные и индивидуальные выставки, подсчитывая свои достижения. Так Гасанова Л., Глотова Е. и Родионов Владислав стали победителями Всероссийского фестиваля конкурса «Триумф талантов», удостоены дипломов лауреатов I степени. А Гасанова Л. и Глотова Е. с новыми работами участвовали уже в Международном фестивале-конкурсе «Юные дарования России», где вновь получили звание лауреата I степени.

В преддверии праздников ребята изготовляли новогодние сувениры и елочные игрушки, предметы интерьера, чтобы порадовать своих близких и друзей подарками. Большое спасибо хочу сказать родителям, которые поддерживают своих детей в их творческом выборе. Пользуясь случаем, я поздравляю своих ребят и родителей с наступающим Новым годом! Желаю крепкого здоровья, успехов в учебе, новых творческих задумок и свершений!

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» Шевелева И.А.

На фото: Лиана Гасанова со своими работами.

Лиана Гасанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выставка работ Владислава Родионова.

Владислав Родионов

 

 

 

 

IMG 20211127 135645

IMG 20211116 160401

IMG 20211020 171511

IMG 20211012 093858

IMG 20211012 093725

IMG 20211012 093537

IMG 20211005 125921 копия

IMG 20211121 170617

IMG 20211127 202628

IMG 20211205 133358

IMG 20211216 173112

IMG 20211217 223742 2

IMG 20211219 114225

IMG 20211223 111954

IMG 20211223 112056

IMG 20211223 183856

IMG 20211226 132056

Новогоднее поздравление от туристов ДДТ

В рамках конкурса, проходившего в нашем ДДТ «Новогоднее поздравление» учащиеся объединения «Туризм и краеведение» сняли видеопоздравление! Жюри высоко оценила наше старание и креативность и объединение «Туризм и краеведение» получил Гран-при конкурса! Предлагаем Вашему внимание наше победное видео:

Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/mt4wcj7ajc6bucw5VsWr5SHt

Новогодний квест с родителями

Новогодний квест для ребят с объединения «Туризм и краеведение». Учащиеся искали клад по заданиям с элементами ориентирования, краеведения, знаниям карты местности, азимута. В виде пазлов, ребусов, кроссвордов, загадок. Ребята справились с заданиями. Было весело и интересно.

Татьяна Должикова

Ссылка для просмотра: https://cloud.mail.ru/stock/gnbjt4FH5hos5S6uFwHEr81z

Подкатегории