Наставничество как эффективное средство социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья
в творческих объединениях МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска»
Внедрение технологии наставничества в организации дополнительного образования. Форма наставничества «Педагог – ученик (обучающийся)».
Вступление. Актуальность проблемы.
Внедрение наставничества в форме «Педагог – ученик (обучающийся)» актуально в деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества г. Байкальска», так как педагоги дополнительного образования общаются со своими воспитанниками в течение длительного периода времени, некоторые дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на 3-5 и более лет, таким образом педагоги участвуют в процессе формирования личности, в преодолении подросткового кризиса, в формировании жизненных ориентиров. Педагоги -наставники помогают адаптации обучающихся в новом коллективе, развивают мотивацию к обучению и творчеству, взаимодействуют с детьми в неформальной обстановке, не связанной с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Особенно важны отношения наставничества, когда ситуация касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать ещё и психологические барьеры.
Представляем вам практику наставничества «Педагог-Ученик обучающийся)» основанную на совместном опыте педагогов дополнительного образования Лыковой Л.Н. и Поповой И.А., которые занимались с одним и тем же обучающимся с ОВЗ на базе МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», посещающим творческое объединение «Вокальный» и объединение «Студия английского языка «АВС»».
Перед педагогами встал вопрос о необходимости организации совместных действий по адаптации и развитию ребенка, выработки единого подхода к общению и обучению данного ребенка.
Цель практики наставничества в дополнительном образовании:
адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе, раскрытие потенциала наставляемого.
Задачи работы наставников в дополнительном образовании:
- установление контакта с наставляемым;
− подготовка обучающегося с ОВЗ к самостоятельной, осознанной и продуктивной деятельности в коллективе;
− раскрытие личностного, творческого потенциала обучающегося с ОВЗ, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
− формирование у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах.
Ожидаемые результаты практики.
Обучающийся с ОВЗ сможет:
- улучшить психоэмоциональное состояние,
- самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других,
- участвовать в конкурсах,
- повысить познавательную мотивацию и желание продолжать обучение по дополнительным программам.
Внедрение технологии наставничества.
Ежегодно принимая детей в творческие объединения, педагоги автоматически становятся наставниками своих обучаемых – как в учебной, образовательной деятельности, так и в сфере коммуникации.
Когда был объявлен набор в творческие объединения, в «Вокальный» и «Студию английского языка «АВС»» пришла мама с девочкой 10-летнего возраста, имеющей ограниченные возможности здоровья. В оба объединения девочка была принята на курс по основной общеразвивающей программе по настоянию мамы и по результатам собеседования. Девочка оказалась непростая – требующая дополнительного внимания и педагогической работы. Педагоги пришли к решению о совместной наставнической деятельности над ребенком с ОВЗ.
На подготовительном этапе был разработан план работы для выявления проблемных сторон и определения зон развития ребенка. В ходе встречи – знакомства, которая прошла в форме диагностической беседы – игры «По ступенькам «АВС»» в студии английского языка, и тест – анкетирование в объединении «Вокальный», были выявлены следующие проблемы:
- Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
раздражительности, упрямству. - Быстрая смена настроения: то чрезмерно веселая, то становятся раздражительная, плаксивая.
- Испытывает затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения, не может дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте.
- Боязнь громких звуков (музыка, речь).
- Боязнь большого скопления людей.
Была поставлена цель работы наставничества с ребенком с ОВЗ:
Сознательная реабилитация и развитие личности ребенка с ОВЗ, способной к творческой самореализации посредством освоения дополнительных общеразвивающих программ по вокалу и английскому языку.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- Установление контакта с подростком,
- Адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе,
- Раскрытие потенциала наставляемого,
- Подготовка к конкурсным и социально-значимым мероприятиям,
- Развитие кругозора, помощь в освоении дополнительной общеразвивающей программы.
Были выбраны различные формы работы:индивидуальное консультирование, работа в парах, группах, включение ребенка с ОВЗ в коллективную работу.
Применялись следующие методы работы наставников: наблюдение, беседа, анкетирование, личный пример, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, социально-психологическая профилактика.
Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы ребенком с ОВЗ педагоги встроили в программу специальные мероприятия и предусмотрели индивидуальные задания и упражнения, особенно на начальном этапе работы. В календарном тематическом плане намечались индивидуальные задания для ребенка с ОВЗ.
Педагоги составили индивидуальный календарный план работы с наставляемым, в котором особое место выделено для работы с родителями. Родители активно участвовали в подготовке к мероприятиям, конкурсам, внимательно прислушивались к рекомендациям педагогов.
Взаимодействие педагогов-наставников между собой было регулярным, проводился обмен информацией о наставляемом ежемесячно, в план работы вносились коррективы.
Обратной связью для мониторинга процесса наставничества служили беседы с родителями и педагогами общеобразовательной школы. Отмечались положительные изменения в поведении ребенка: уровень тревожности снизился, процесс общения со сверстниками стал легче, желание участвовать в мероприятиях, конкурсах, начали устанавливаться контакты в детском коллективе.
Показатели результативности
После обучения по дополнительным общеразвивающим программам «Вокальный» и «Студия английского языка «АВС»» и участия в программе наставничества, отмечается положительная динамика:
- улучшение образовательных результатов и позитивное отношение к занятиям;
- нормализация уровня тревожности; процесс общения со сверстниками стал легче;
- повышение уровня самооценки наставляемого;
- активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- повышение уровня осведомленности о различных сферах жизни;
- полученные от наставников знания использует в других олимпиадах и конкурсах.
Данные о результативности
Участие в региональной онлайн олимпиаде по музыке «Покори музыкальный олимп».
Участие в муниципальном фестивале «Минута славы».
Участие в районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.
1 место в городском фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.
Грамота директора МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» за активную жизненную позицию и участие в муниципальных конкурсах и городских мероприятиях.
3 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Художественное слово».
2 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Изобразительное искусство».
Диплом за активное участие в муниципальном сетевом проекте «Территория творческого чтения».
Диплом 1 степени конкурса переводчиков «Английский язык – это интересно!» среди обучающихся 5-9 классов МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска».
Диплом участника городского конкурса рисунков, посвященный дню отца.
Педагогами Лыковой Л.Н. и Поповой И.А. собраны методические материалы для работы педагога наставника с ребенком с ОВЗ, а также подобраны упражнения и игры, которые можно использовать на занятиях.
Познакомиться и скачать материалы можно по ссылке:
https://yadi.sk/d/ldoDPSFNWYqqFw
Состав методических материалов:
- Алгоритм работы наставников.
- Анкета для родителей детей с ОВЗ.
- Диагностическая карта умений ребенка по английскому языку.
- Дневник наблюдения за ребенком с ОВЗ.
- Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
- Карта сравнительного мониторинга результатов обучения в группе по программе.
- План индивидуальной работы педагога с ребенком с ОВЗ.
- Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
- Рекомендации при составлении программы по наставнической работе с обучающимися с ОВЗ.
Набор упражнений и игр включает:
- Игры для социализации
- Скороговорки на русском и английском языках.
- Тест - игра для определения уровня владения английским языком.
- Упражнения для дыхания по методике Стрельниковой
- Упражнения для развития речи
- Упражнения для тренировки дыхания
- Упражнения на координацию движений
- Физминутки на русском и английском языках.
При активном участии и практической помощи руководителя мультстудии «Нерпёнок» при ДК «Железнодорожник» Руских Т.Ю., педагогами был создан мультипликационный фильм о работе наставников. Посмотреть фильм можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/t_0Qhj8DSj6Z0A