Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Uncategorised

Проект АУДИО ГИД

«Моя Родина - Россия, в мире нет земли красивей!»

     Под таким названием 26.02. в Доме детского творчества прошел концерт военно – патриотической песни. Это был продукт проекта с одноименным названием

Данный проект был задуман в рамках патриотического мероприятия подготовленного к Дню защитника отечества и воинской славы!

       Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности,

но песня – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

         Задачей проекта являлось формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

     Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна, как и во все времена.

               В местах локальных конфликтов, там, где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

         В наше время появляются новые патриотические песни.

       В концерте прозвучали песни разного периода России. Среди них были песни советского времени, такие, как «Москва майская», «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Журавленок», а так же совсем новые песни – «Святая Россия», «Донбас», «Боже. спаси Россию!» и многие другие.

       Ребята пели песни, проникновенно читали стихи о Родине и о родном крае, вызывая трепетные эмоции у зрителей. А те, в свою очередь, награждали артистов щедрыми аплодисментами!

       Работая над проектом студийцы прониклись пониманием к той ситуации, в которой сейчас оказалась наша страна и все мы. Этот заряд патриотизма и верности к своему отечеству они старались донести и до зрителей! По окончанию концерта участники проекта были награждены грамотами и памятными сувенирами.

Пускай живёт моя страна

Единая в трёх лицах Русь!

У каждого она одна

Я за неё сейчас молюсь!

Пускай живёт моя страна

Ей три истории дано

Народ воспрянет ото сна-

Не даст себя вести на дно!

Пускай живёт моя страна-

Есть у неё ещё сыны!

И будет вечно тишина,

Как враг не начатой войны.

Пускай живёт моя страна

Среди дорог, полей и рек…

И пусть настанет та весна,

В какую верит человек!

На фото участники проекта:

Крылова Вера

Мензелинцева Кира

Каменских Милена

Москаленко Савелий

Шеина Светлана

Москаленко Дарья

Маркова Полина

Бычков Марк

Чернобривец Алена

Вишнякова Ирина

Сидоркевич Екатерина

Шалдушкеев Сырен – Доржа

Макаренко Надежда

Вера Муравейка, педагог дополнительного

Образования Дома детского творчества

фото к статье

Ко Дню защитника Отечества в Доме детского творчества г. Байкальска состоялась конкурсная программа «Папа может всё!» с участием пап и мальчишек. В конкурсе принимали участие Матвеев Юрий Анатольевич и сын Иван из объединения «Туризм и краеведение» и Односторонцев Александр Васильевич и сын Ярослав из объединения «Студия Английского языка АВС». В первом конкурсе «Папа может всё!» мальчишкам сыновьям необходимо было представить и рассказать о своём папе. Сыновья подготовились к этому конкурсу со знанием дела. Ребята показали презентацию и рассказали стихи собственного сочинения. В конкурсе «Золотые руки» участвовали только папы и с достоинством показали нам, как они могут затачивать обычные карандаши. Мальчишки тоже не подкачали, продемонстрировали свои навыки в рисовании военной техники. Как известно настоящий папа должен быть мудрым и знающим всё. Так в конкурсе «Мудрый папа» ведущий задавал вопросы, а папы давали верные ответы. «С полуслова» - так назывался конкурс для мальчишек. Здесь необходимо было расшифровать просьбы папы. В конкурсе «Армрестлинг» для пап, не было проигравших, а победила дружба! Наши папы не только сильные и смелые, они ещё обладают хорошей памятью и вниманием. Так в конкурсе «Диверсант», папы, в течение минуты внимательно рассматривали друг друга. После этого становились друг к другу спиной. Ведущий по очереди задавал каждому вопросы, касающиеся внешнего вида соперника. Например, какого цвета рубашка на сопернике? Что одето на ногах? Сколько пуговиц и т.п. Каждый из пап показал отличный результат. В конкурсе «Радист», папам и сыновьям была включена запись различных звуков, которые они должны были назвать, прослушав запись. Наибольшее колличество звуков услышали Односторонцевы Александр Вачильевич и сын Ярослав. В конкурсе «Семейные таланты», наши конкурсанты порадовали стихотворением – переделкой «Что такое хорошо и что такое плохо!» В. Маяковского и изложили его в своей редакции. Теперь то, наши мальчишки точно знают, что им надо расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми, благородными и помнить о высоком звании мужчин. А папам быть защитниками и стоять на страже своей семьи и Родины.

па1

па2

па3

па4

па5

па6

па7

па8

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методические рекомендации

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ»

                       Составитель:

                                                                методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

                       Бычкова Е.В.

г. Байкальск

2023 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации созданы на основании методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» Министерства Просвещения РФ, г. Москва, 2022 год, актуализированые с учетом основных положений Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, а также обновления нормативно-правовой базы в сфере дополнительного образования.

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей, в том числе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также способствует выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (ст.75 Федерального закона).

Дополнительное образование нацелено на обеспечение непрерывности образования и осуществляется параллельно обучению по основным образовательным программам. Дополнительное образование не является уровнем образования и, соответственно, не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.

Дополнительное образование может быть организовано как в общеобразовательных организациях, так и в образовательных организациях дополнительного образования.

Процесс получения детьми дополнительного образования регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (п. 1 ст. 12 ФЗ № 273).

Дополнительная общеобразовательная программа - это:

- нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;

- программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Дополнительные общеобразовательные программы направлены на:

- создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;

- удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в конкретной образовательной области;

-оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки

индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в

условиях специально организованной образовательной деятельности;

- накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Данное понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога - разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.

Дополнительные образовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями

Для обучающихся с ОВЗ детей-инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность данные программы должны быть адаптированы с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Основой для разработки и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования являются интересы и склонности обучающихся. На основании их из обучающихся формируются в группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы) (далее – объединения). Например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Приоритетной формой организации дополнительного образования

обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов является обучение совместно с другими обучающимися. Такая форма организации дополнительного

образования детей с ОВЗ и инвалидностью позволяет реализовать принципы инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов построенная на принципах инклюзии предполагает вовлечение и самовключение их образовательную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками, что способствует социокультурной интеграции и инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. В условиях дополнительного образования могут быть созданы условия для присвоения детьми с ОВЗ и инвалидностью моделей поведения, принятым в обществе, воспитание товарищества и уважения к личности каждого члена общества. Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ., детей–инвалидов и их сверстников является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений.

Реализации этих задач способствует значительно меньшая регламентация дополнительного образования, проведение занятий в более неформальной обстановке, чем школьный урок. Для дополнительного образования характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Оно строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих обучающихся.

В отношении детей с ОВЗ и детей-инвалидов при организации дополнительного образования должно быть учтены трудности детей при осуществлении выбора направленности программы, а также необходимость учета их особых образовательных потребностей в плане регулирования длительности занятий, последовательного вхождения в деятельность, поддержания интереса обучающихся к выбранной программе и т.д.

Кроме того, в условиях дополнительного образования рекомендуется проводить целенаправленную работу по включению детей во всевозможные мероприятия инклюзивного характера, предусматривающие совместную деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их сверстников: праздники, утренники, посвященные календарным датам, конкурсы, фестивали детского творчества, концерты, музыкальные спектакли, спортивные состязания, конкурсы профессионального мастерства, выставки художественно-прикладных и творческих работ и др.

В системе дополнительного образования инклюзивные и специальные группы могут функционировать в таких учреждениях, как: центры различной направленности: детского творчества, юных техников, технического творчества обучающихся, культуры, искусств, детского и юношеского туризма и экскурсий и др:; дворцы творчества различной направленности: творчества детей и молодежи, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) и др.;

станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

школы, реализующие дополнительные общеобразовательные (предпрофессиональные) программы: детские школы искусств, детско-юношеские спортивные и спортивно-адаптивные школы и др.;

технопарки «Кванториум» и другие.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и (при необходимости) обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дистанционные технологии в образовании – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Заключение ПМПК – заключение, которое психолого-медико-педагогическая комиссия выдает по итогам комплексного диагностического обследования ребенка. В данном документе сформулированы особые образовательные условия, необходимые для реализации образовательного процесса; рекомендуется вариант образовательной программы, перечень специалистов и направления их коррекционно-развивающей деятельности; указывается необходимость технического ассистента (помощника), тьюторского сопровождения.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Особые образовательные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок – порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Реестр – реестр значимых программ. База данных о наиболее значимых с точки зрения экспертного сообщества субъекта Российской Федерации дополнительных образовательных программах, в том числе адаптированных.

Сетевое и межведомственное взаимодействие – форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Специальные образовательные условия – условия развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие доступную

архитектурную среду, необходимое методическое и дидактическое обеспечение, наличие специальных технических средств и ассистивных технологий, необходимое кадровое обеспечение.

Тьютор – педагогический работник, деятельность которого подчинена профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Основная задача: разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для передачи указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Тьютор – педагогический работник, деятельность которого подчинена профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Основная задача: разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для передачи указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

СОКРАЩЕНИЯ

АДОП – адаптированная дополнительная образовательная программа

АОП – адаптированная образовательная программа

ДОД – дополнительное образование детей

ДЦП – детский церебральный паралич

ЗПР – задержка психического развития

ИУП – индивидуальный учебный план

НОДА – нарушение опорно-двигательного аппарата, характеризуется задержкой формирования, недоразвитием или утратой двигательных функций

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия

ППкОО – психолого-педагогический консилиум образовательной организации.

РАС – расстройство аутистического спектра, проявляющееся в нарушении социального взаимодействия, коммуникации, специфическом речевом и психическом развитии

ТНР - тяжелые нарушения речи

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральный закон – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

РАРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов.

При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо:

1) учесть особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

2) показать специфику образовательной организации, так как АДОП должна

учитывать тип образовательной организации, а также образовательные

потребности и запросы обучающихся - представителей детско-взрослых

сообществ.

Перед составлением АДОП педагогам необходимо ознакомиться с результатами психолого-педагогической диагностики детей. В идеале это медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить характер особых потребностей ребенка в целом; актуальный уровень конкретного обучающегося; индивидуальные потенциальные возможности ребенка.

Первичная диагностика обучающихся помогает педагогу определить степень влияния АДОП на формирование компетенций у каждого ребенка, помогает объективно сформулировать цели и определить соответствующий для ребенка образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями.

АДОП должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня физического, духовно-нравственного, художественно-эстетического и интеллектуального развития; оказание помощи в максимально полной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников.

Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо обратить внимание на выбор способов для их осуществления. Критериями выбора этих способов являются следующие:

- учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;

- практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка;

- связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями;

- включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;

- ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;

- привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы дополнительного образования.

Кроме того при составлении АДОП необходимо учесть особенности освоения указанных программ различными категориями (нозологиями) детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Структура дополнительной общеобразовательной программы включает:

1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.

При оформлении текста АДОП, соответствующей новому законодательству, необходимо описать следующие структурные элементы:

Титульный лист программы (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы программа (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы - техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная (п. 9 Порядка ДОП);

- актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы;

- отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

- адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

- формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);

- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия;

-тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.;

- формы проведения занятий;

- срок освоения программы определяется содержанием программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

1.2. Цель и задачи программы:

- цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;

- задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

1.3. Содержание программы:

- учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;

- содержание учебно-тематического плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме;

- учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество

часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.

2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании – творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы. В данном подразделе следует указать методы диагностики успешности овладения обучающимися содержанием программы.

2.4. Методические материалы – обеспечение АДОП методическими видами продукции – методические и наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.

2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных программ).

3. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательных отношений - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

После составления АДОП педагогу следует представить ее внешним экспертам и/или методическому объединению педагогов дополнительного образования образовательной организации. Согласовать содержание АДОП относительно особых образовательных потребностей обучающихся со специалистами системы инклюзивного образования (по возможности), с учетом мнения родителей, привести в соответствие с индивидуальным образовательным планом для обучающегося.

Затем представить АДОП на утверждение руководителю образовательной организации и после утверждения разместить ее на сайте образовательной организации, в региональном навигаторе, на персональном сайте педагога

дополнительного образования, и/или в любом другом информационном

пространстве, открытом для родительской и иной общественности.

С целью оказания помощи образовательным организациям и их педагогам в части разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ при поддержке Минпросвещения России с 2020 года на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Институт коррекционной педагогики РАО» функционирует федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее – Ресурсный центр). Ресурсным центром разработан конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее – Конструктор АДОП).

Конструктор АДОП размещен по ссылке https://adop.ikp-rao.ru/.

Кроме того, подведомственными Минпросвещения России организациями, являющимися федеральными ресурсными центрами развития дополнительного образования детей по направленностям, разработаны АДОП по всем шести направленностям дополнительного образования детей.

АДОП для использования в работе размещены по следующим ссылкам:

  • http://vcht.center/sample-page/reestr-adoop/ (программы художественной и социально-гуманитарной направленностей разработаны ФГБУК «ВЦХТ»);
  • https://clck.ru/sH8mJ (программы технической, естественно-научной, туристско-краеведческой направленностей разработаны ФГБОУ ДО ФЦДО);
  • https://фцомофв.рф/activities/org_metod/page520/page815/

         (программы физкультурно-спортивной направленности разработаны    ФГБУ ФЦОМОФВ).

Подкатегории